Вы здесь: Главная > Сочинения по зарубежной литературе > Прометей прикованный

Прометей прикованный

(по мотивам мифа о Прометее и трагедии Эсхила)

Эсхил с давних времен заслуженно считается «отцом трагедии». На самом деле, по количеству и монументальности своих произведений он является гениальнейшим из поэтов-трагиков. Одним из наибольших его открытий — это введение в действие второго актера, который усиливал драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу сюжета.

В своем творчестве Эсхил стремился раскрыть важнейшие вопросы: проблемы вины и мести, ответственности человека за свои поступки, противоборства добра и зла, стремление к торжеству справедливости, взаимоотношений человека и сил внешнего мира, которые выражают божественную волю. Величайшим из созданий древнегреческого поэта есть образ титана Прометея, без которого сейчас тяжело вообразить себе ряд великих образов мировой литературы.

Трагедия «Прикованный Прометей» занимает особое место в творчестве драматурга и является первой из трилогии. Позднее поэтом были созданы «Прометей — освободитель», и «Прометей-огненосец». Тем не менее, до наших дней с последних произведений дошло лишь небольшое количество.

Трилогия Эсхила основывается на древнем мифе, согласно которому Прометей — защитник людей от своеволия и несправедливости богов. Ради спасения людей от гибели, он похитил огонь из Олимпа, за что грозный Зевс приказал приковать его к скале, обрекая тем самым на вечные мучения. Каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень Прометея, которая потом снова восстанавливалась. Мучения героя продолжались до тех пор, пока Геракл не освободил его, убив стрелой орла. По разным версиям легенды, эти страдания длились от нескольких веков до тридцати тысяч лет. Эсхил взял данный миф за основу своего произведения, тем не менее, значительно расширил и углубил его смысл.

Действие трагедии, судя по всему, происходит в тот момент, когда Зевс только пришел к власти, свергнув своего отца Крона и все поколение старших богов. Прометей, по легенде, помогал Зевсу стать царем богов. Тем не менее, похитив огонь, он прогневал всемогущего правителя и подверг себя жестокому наказанию. Но в образе Прометея Эсхил изобразил не только соискателя огня для людей. Он представил его изобретателем разных наук и ремесел, который донес к людям все культурные блага, которые сделали возможным развитие человеческой цивилизации: …я их сделал, прежде безрассудных, умными и мыслить научил. Прометей научил людей строить дома, добывать металл, обрабатывать землю, приручать животных. Он развил корабельное дело, астрономию и изучение природы, научил людей «науке чисел и грамоте», медицине и другим полезным и важным занятиям.

Короче говоря все Искусства у людей от Прометея. За свою любовь и преданность людям, за добро и стремление к прогрессу и образованию на земле, герой был казнен Зевсом, который у Эсхила выступает олицетворением неизведанных сил природы, которая ревниво защищает свои тайны. Тем не менее, Прометея не пугают страшные мучения — он решительно и смело бросает вызов тирану и готов до конца отстаивать свою правоту. Герой твердо верит в торжество справедливости:

Я знаю, что Зевс суровый, что ему

Справедливостью служит его своеволие

Но настанет час:

Он ослабеет, разбитый ударом судьбы…

Кроме того, он знает тайну, которую Зевс стремится любыми средствами вырвать у него. Тайна эта заключается в том, что на великого царя богов ждет падение: …жена свергнет его с престола… родив дитя сильнее, чем отец.

Прометей стойко переносит все испытания и угрозы тирана, оставаясь гордым и непокоренным.

Уверен будь, что я бы не променял

Моей скорби на рабское служение…

В лице своего героя автор утверждает благородство, смелость, силу духа, а также веру в прогресс человеческой культуры, в творческие возможности человека. Его произведение пронизано духом протеста против насилия и тирании. В нем наиболее отразились проблемы, которые волновали самого поэта и весь народ. Трагедии Эсхила передают наиболее актуальные явления и события политической и духовной жизни Афин. Они отличаются особой приподнятостью и торжественностью.