Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.
Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творчеством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам маскарад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным названием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рассматривать лирического героя как человека одинокого, противостоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности. Мечта — это прекрасная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не существует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон своевольный», «живые речи». Но мечта эта бесконечно далека от лирического героя. И это передано уже в самом начале стихотворения. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей любимой мечтой нет гармонии.
К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При создании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («пленительные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические отношения здесь невозможны. Душа лирического героя бесконечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разочаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, одиноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.
Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплощение ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.
Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отношений.
Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бесплотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных кудрей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девственных ланит»).