Вы здесь: Главная > Сочинения по русской литературе > Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма

Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма

ХХ век — время больших изменений не только в обществе, но и в самом сознании людей. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношения реального и художественного возникает по-иному.

Художник-постмодернист всегда находится в двух ипостасях, Здесь и Там, т.е. одновременно выступает и автором текста, и его героем, и читателем-критиком. При этом в художественном произведении исчезает граница между реальностью и выдумкой, сном и действительностью, зеленым и потусторонним.

Литература постмодернизма — это постоянный обмен прямыми и переносными смыслами слов, провокация писателем читателя и наоборот. Этот обмен ведет к тому, что граница между «своим» и «чужим» художественным словом стирается, текст одного автора перетекает в текст другого так же, как взаимно превращаются персонажи мультфильма «Пластилиновая ворона». Из единого материала можно создать все, что автор пожелает: этикетку, лирический стих или надпись на заборе.

Литература превращается в игру, в которой принимают участие все, кто пишет и читает. Постмодернистские художники любят использовать роли и маски; они не «витают» над текстом, как вездесущие божества, и не считают написанный ими произведение лишь своей собственностью, так как сознают, что неустойчивое строение произведения состоит из тысячи песчинок: сознательных и несознательных цитирований, аллюзий, «чужих» метафор и образов. Такая «демократизация» литературы взаимодействует с любовью постмодернистов к мифологии — ведь мир принадлежит всем, и вместе с тем каждый может создавать собственную мифологию. Если воспользоваться терминологией К. Маркса, можно сказать, что литература есть принципиально не отчуждаемым продуктом производства: сделав свое произведение достоянием всех, автор не теряет его.

Исчезает и распределение литературных жанров на «высокие» и «низкие». Такое размежевание существовало еще от времен Аристотеля. Но в эпоху постмодернизма жанры и стили письменной речи, которые считались «низкими» или недостаточно «литературными» (как, например, комментарии или словарные статьи) стали равноправными с такими «заслуженными» жанрами, как роман или поэма. Художественным произведением может считаться даже табличка на двери или отправленный по электронной почте письмо.

Поскольку писатель становится внимательным читателем и критиком своих произведений, в эпоху постмодернизма возникает большое количество «искусства об искусстве». Создаются «романы о романе», где выдумка и реальность настолько переплетены, что читатель может окончательно запутаться. Но оказывается, что источник этой путаницы — не только художественный текст, но и сама действительность. Исторические события изменяют одна одну из неистовой скоростью, теле-, радио- и виртуальный эфир заполнен необъятным количеством информации, поэтому современному человеку тяжело понять, где заканчивается ее истинная действительность и где начинается искусственная, навязанная извне.

Постмодернизм — это не просто литературное направление, а новый залог мира и человека в нем. Реагируя на эволюцию человеческого сознания в ХХ веке, литература изменяет свою внутреннюю природу. Жизнь и искусство, писатель и читатель, высокое и низкое, реальное и ирреальное — все эти бывшие оппозиции теперь взаимодополняют друг друга, соединяются в целостном культурно-историческом пространстве.