Вы здесь: Главная > Сочинения по зарубежной литературе > Образ Кураж — пророческая метафора будущего Германии

Образ Кураж — пророческая метафора будущего Германии

(по драме Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»)

К теме войны в XX веке обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своем творчестве, есть немало знаменитых имен, но у Бертольда Брехта антивоенные мотивы занимают особое место. Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился… еще когда учился в гимназии. Одним с первых произведений, которое принесло ему славу, было написанное в 1918 году сатирическая «Легенда о мертвом солдате», за которую потом фашистское правительство лишило Брехта немецкого гражданства.

Именно этой теме посвящено одно из популярнейший и известнейших его произведений — драма-предостережение «Мамаша Кураж и ее дети», которая впервые была поставлена в Цюрихе.

Пьеса написана о событиях 30-летней войны, но исследуются в ней не события исторического прошлого, а по замыслу автора, актуальные для тех времен вопросы об ответственности обычных людей за историю. Конечно, войны начинают правительства, но, как говорится в драме, часто обычные люди сами ищут в войне возможности устроить свою личную жизнь, чем и разрешают политикам осуществлять любые преступные замыслы.

Главная героиня произведения Анна Фрилинг. Война для нее не горе, а своеобразный мирный бизнес. Ее устраивает, что военные действия не утихают. «Кураж до конца верит в войну», — написал Брехт в примечаниях к пьесе. Даже страшные потери (гибнут ее дети) не меняют отношения Мамаши Кураж, хотя известно, что она живет ради них и именно ради их счастья занялась этим делом. Она не замечает и не понимает, что невольно становится причиной их гибели: во время войны невозможно жить нормальной человеческой жизнью.

Швейцеркас, один из сыновей Матушки Кураж, гибнет как герой, спасая полковую кассу. Он делает то, что считает естественным. Но его брат Эйлиф так же считает нормой заниматься мародерством в мирные дни, что и становится причиной его гибели. Эти две смерти — героическая и позорная — разные стороны того самого явления. Немного сложнее с Катрин, которая вопреки обстоятельствам, в которых выросла, начинает понимать преступность войны. Но Катрин немая, свою позицию она доказывает действиями, но не может никому ничего объяснить словами, ее немота символическая: те, кто стараются жить войной, не услышали бы мысли, которая не совпадает с их точкой зрения. Она способна сделать другое. Во время остановки близ города Галл, пока Мамаша Кураж торгует, появляются ландскнехты, которые могут уничтожить город, и Катрин бьет в барабан, пока жители города не просыпаются. Итак даже немой человек может при желании что-то изменить.

Со смертью дочери жизни Мамаши Кураж окончательно теряет смысл, и что она делает? Снова впрягается в свой фургон и спешит за солдатами! Прибыли Мамаши Кураж не выдерживают ни одного сравнения со страшными жертвами, которые ей пришлось заплатить. Причина совсем не в корыстолюбии, на это ничто и не намекает. И не в том, что «Человек надеется на чудо, пока длится поход»: чуда не произошло. Она в другом: в моральной капитуляции Кураж перед войной.

Во вставных песнях-монологах (зонгах), которые были сделаны в виде прямого обращения к зрителю, Брехт подбивает определенные итоги событиям. Один из зонгов так и называется «Песней о большой капитуляции», именно в ней изложена жизненная философия Анны Фрилинг:

К сожалению, нужно шагать,

Ждать и ждать, и ждать!

Настанет время, настанет срок!

Так как ты же человек, ты не Бог —

Лучше подождать!

Отсутствие веры в собственную способность что-то изменить и заставляет «маленького человека» приспосабливаться к обстоятельствам. В этом конкретном случае — искать прибыли на войне, даже не стараясь противиться.

Но этот путь приводит лишь к трагедии. Когда речь идет о войне или о другом преступлении подобного масштаба, тяжело провести границу между приспособлением и активным соучастием. Философия капитуляции неизбежно ведет Мамашу Кураж к трагической развязке.

Прежде всего против нее и предостерегает Брехт в своей пьесе. Судьба Мамаши Кураж превращается в метафорическое обобщение следствий подобной позиции, которую разделяло большинство немцев в фашистской Германии. Не национал-социалистов, не кого-то другого с четкими политическими убеждениями предупреждал он и призвал задуматься, а средних граждан, подобных Мамаше Кураж, которых всегда большинство.

Брехт отталкивался от того, что зрители сами должны определять свою позицию относительно изображаемых в пьесе событий и проектировать их на современность. Мамаша Кураж не делает никаких выводов из своей трагедии — это должны сделать именно зрители. Она остается ослепленной — но у других людей раскрываются глаза на проблему. На этом основывается идея его новаторского «эпического театра». Достаточно, что ее судьба вызывает в них эмоции и уже этим пробуждает активность. Кураж в последних строках призывает: «Собирайтесь в поход, все, кто живые и кто дышит», но для людей, которые наблюдали за развитием событий в пьесе, этот призыв пробуждает противоположное желание: не идти в поход, а сказать войне свое «Нет!».

Подобные записи