Авторская позиция и способы ее выражения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
I. Вступление
Авторская позиция — это отношение писателя к тому, что он изображает, и в особенности к персонажам произведения.
II. Главная часть
1. В романе Тургенева действуют разные герои, и почти в каждом из них автору что-то нравится, а что-то нет. Поэтому авторскую позицию далеко не всегда можно характеризовать как однозначно положительную или отрицательную. Кроме того, в отношении некоторых героев авторская позиция меняется по ходу романа:
а) Базаров. Отношение к нему автора очень сложно. С одной стороны, в Базарове привлекает незаурядность личности, воля, способность и желание трудиться (в Базарове Тургенев впервые нашел истинного «деятеля», а не «созерцателя», какими являлись герои его предыдущих романов — Рудин, Лаврецкий и др.). С другой стороны, Тургенев наделяет своего героя рядом непривлекательных черт: Базаров циничен, особенно по отношению к женщинам, глух к красоте в природе и в искусстве, все измеряет только пользой, груб; ему недостает культуры как внешней, так и внутренней, он безгранично самоуверен. По словам Писарева, Тургенев не скрывает, что молодые люди такого типа ему не очень-то нравятся.
Но авторскую позицию по отношению к Базарову нельзя просто разложить на «за» и «против». Это сложное чувство, и Тургенев понимает, что Базаров может быть только таким, какой он есть, его нельзя «перевоспитать»: недостатки Базарова — это продолжение его достоинств. По ходу романа на первый план выходит то сочувствие автора герою, то его неприятие, но в общем к концу романа возрастает авторское сочувствие герою.
Б) Павел Петрович Кирсанов. Это — главный оппонентi Базарова. Отношение к нему Тургенева также двойственно, но верх в основном берет неприятие этого характера. Его душу автор называет «сухой», и это многое объясняет. «Принципы)» для него всегда важнее людей; это натура себялюбивая прежде всего, и никакие хорошие качества (любовь к брату, например) не могут этого изменить;
в) Николай Петрович Кирсанов. В оценке этого характера преобладают ноты сочувствия и симпатии, что обусловлено душевным богатством этой натуры: он добр, способен к искренней и нежной любви, в нем совершенно отсутствует эгоизм, его глубоко трогает красота и т.п. Легкую иронию у автора вызывает только житейская непрактичность героя;
г) Одинцова. Это едва ли не самый сложный характер в романе, и отношение к нему автора недостаточно ясно. У нее много положительных качеств, и ей, кажется, нечего поставить в упрек, но легкий холодок в отношении автора к ней все-таки чувствуется. Видимо, для Тургенева она слишком спокойна, слишком рассудочна и поэтому несколько эгоистична, что особенно чувствуется в сравнении с классическим типом «тургеневских девушек» — Лизы («Дворянское гнездо»), Елены («Накануне») и др.;
д) Аркадий Кирсанов. В отношении этого героя авторская позиция наиболее явственно меняется по ходу романа. В начале это еще мальчик, буквально влюбленный в Базарова и старающийся ему во всем подражать, что и вызывает неприкрытую авторскую иронию. Когда же к концу романа Аркадий начинает жить «своим умом», его оценка принципиально меняется. Он сочетает в себе лучшие качества «старого» и «нового» поколений: чуткую душу и трезвый практический ум. Именно Аркадий больше всего приближается к тургеневскому идеалу.
2. Способы выражения авторской позиции в романе (см. Словарик):
а) очень редкие прямые авторские оценки («надменная гордость» Базарова, «сухая душа» Павла Петровича);
б) высказывания героев (особенно характерны высказывания Базарова и Павла Петровича);
в) действия героев (поведение Базарова в усадьбе Кирсановых, дуэль, развитие отношений между Базаровым и Одинцовой и т.п.);
г) переживания героев, изображение их духовного мира (особенно характерно для Николая Петровича, Аркадия, Базарова);
д) художественные детали (портрет Базарова, пепельница в виде серебряного лаптя на столе у Павла Петровича и др.).
III. Заключение
Авторская позиция у Тургенева, как правило, выражается не прямо, а косвенно и иногда не имеет такой четкости, какая свойственна, например, Толстому. Это обусловило и жесткую литературно-критическую полемику вокруг романа, и его различное истолкование.