Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Своеобразие драматургии Чехова

План сочинения — Своеобразие драматургии Чехова

Своеобразие драматургии А.П. Чехова

I. Вступление

Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский и др.) он создал в русской литературе принципиально новую дра­матургию.

II. Главная часть

1. Конфликт (см. Словарик) в пьесах Чехова. Предшест­венники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей (Чац­кий- Молчалин, Хлестаков — Городничий, Катерина — Кабаниха и т.п.). Чехов же в основном строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его универсальная конфликт­ная ситуация — это неустроенность жизни человека, проти­воречие между тем, как он живет, и тем, как бы он хотел жить. Такая внутренняя конфликтность свойственна, напри­мер, Раневской, Лопахину, Варе («Вишневый сад»), Аркадиной, Треплеву, Нине Заречной («Чайка»), трем сестрам в од­ноименной пьесе.

2. Своеобразие конфликта выражается в своеобразии сю­жетного действия. На сцене происходит очень мало событий. Чехов изображает не какие-то яркие и необычные ситуации, а рисует течение повседневной жизни. Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев.

3. Пьесы Чехова гораздо более психологичны, чем пьесы его предшественников. (См. Словарик, ст. Психологизм.) Во­круг каждого персонажа создается определенная эмоциональ­ная атмосфера, определенное настроение. При этом герои да­леко не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель часто только догадывается (например, о любви Маши и Вершинина в «Трех сестрах» — по их обмену незначащими репликами; о душевной опустошенности Астрова в «Дяде Ва­не» — по тому, как он рассматривает карту Африки; о чувст­вах Вари и Лопахина в «Вишневом саде» — по тому, как у них не получается разговор, и т.п.).

4. Названные особенности чеховской драматургии получи­ли название «подтекста» (см. Словарик) и «подводного тече­ния». Смысл этих понятий в том, что за внешне обыкновенны­ми действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель должен угадывать их психологическое скрытое душев­ное состояние, развитие «внутреннего действия».

5. В связи с этими основными чертами новаторства чехов­ской драматургии изменяется и роль ремарок (см. Словарик), пейзажа, звукового сопровождения спектакля и т.п. — все это служит главным образом для создания определенного на­строения и косвенного изображения внутреннего мира дейст­вующих лиц (образы чайки, вишневого сада, «печальный звук лопнувшей струны» в «Вишневом саде», многочисленные указания на эмоциональную окрашенность реплик и моноло­гов и проч.).

III. Заключение

Новаторские черты в драматургии Чехова заложили бо­гатую традицию. Чеховские «находки» в этой области ис­пользовали в той или иной мере Горький, Булгаков, Вампи­лов и др.

Подобные записи