Своеобразие драматургии А.П. Чехова
I. Вступление
Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский и др.) он создал в русской литературе принципиально новую драматургию.
II. Главная часть
1. Конфликт (см. Словарик) в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей (Чацкий- Молчалин, Хлестаков — Городничий, Катерина — Кабаниха и т.п.). Чехов же в основном строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его универсальная конфликтная ситуация — это неустроенность жизни человека, противоречие между тем, как он живет, и тем, как бы он хотел жить. Такая внутренняя конфликтность свойственна, например, Раневской, Лопахину, Варе («Вишневый сад»), Аркадиной, Треплеву, Нине Заречной («Чайка»), трем сестрам в одноименной пьесе.
2. Своеобразие конфликта выражается в своеобразии сюжетного действия. На сцене происходит очень мало событий. Чехов изображает не какие-то яркие и необычные ситуации, а рисует течение повседневной жизни. Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев.
3. Пьесы Чехова гораздо более психологичны, чем пьесы его предшественников. (См. Словарик, ст. Психологизм.) Вокруг каждого персонажа создается определенная эмоциональная атмосфера, определенное настроение. При этом герои далеко не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель часто только догадывается (например, о любви Маши и Вершинина в «Трех сестрах» — по их обмену незначащими репликами; о душевной опустошенности Астрова в «Дяде Ване» — по тому, как он рассматривает карту Африки; о чувствах Вари и Лопахина в «Вишневом саде» — по тому, как у них не получается разговор, и т.п.).
4. Названные особенности чеховской драматургии получили название «подтекста» (см. Словарик) и «подводного течения». Смысл этих понятий в том, что за внешне обыкновенными действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель должен угадывать их психологическое скрытое душевное состояние, развитие «внутреннего действия».
5. В связи с этими основными чертами новаторства чеховской драматургии изменяется и роль ремарок (см. Словарик), пейзажа, звукового сопровождения спектакля и т.п. — все это служит главным образом для создания определенного настроения и косвенного изображения внутреннего мира действующих лиц (образы чайки, вишневого сада, «печальный звук лопнувшей струны» в «Вишневом саде», многочисленные указания на эмоциональную окрашенность реплик и монологов и проч.).
III. Заключение
Новаторские черты в драматургии Чехова заложили богатую традицию. Чеховские «находки» в этой области использовали в той или иной мере Горький, Булгаков, Вампилов и др.