Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление

Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором макси­мально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второ­степенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную позицию по отношению к миру. Соню по всем перечисленным выше параметрам следует отнести к главным героям, как, разумеется, и Раскольникова.

II. Главная часть

  1. Принцип «двойничества». Второстепенные персонажи группируются вокруг двух главных антагонистов романа — Раскольникова и Сонечки. Каждый из них по-своему прелом­ляет основные идеи главных героев.
  2. «Двойники» Раскольникова. Это прежде всего Лужин и Свидригайлов. Каждый из них по-своему интерпретирует одну из главных мыслей Раскольникова — мысль о вседоз­воленности. Но у Раскольникова идея нравственной вседоз­воленности все-таки чем-то ограничена («идея», «спаси­тельная, может быть, для всего человечества»), поэтому он способен испытывать отвращение перед низостью, подло­стью, развратом и т.п. Лужин и Свидригайлов такого нрав­ственного ограничителя лишены и в этом смысле доводят идею вседозволенности до ее логического предела — каж­дый по-своему. Лужин впадает в предельный эгоизм и практицизм, понимая свободу как вседозволенность ради собственной выгоды. Свидригайлов же доводит идею Рас­кольникова до конца в плане философском, она предстает у него как полное неразличение добра и зла и как следст­вие — потеря смысла жизни.
  3. «Двойники» Сонечки. Основная идея Сонечки — идея сострадания и любви к ближнему. Ближе всех к этой идее сто­ят Лизавета и Миколка. Кроткая и безответная Лизавета живет исключительно для других. Миколка в тюрьме решает «по­страдать», взяв на себя чужое преступление, — это практиче­ский вывод из любимой мысли Достоевского о том, что чужо­го греха в мире нет. Для всех троих, кроме этого, характерно стремление личным страданием искупать ложь и несовершен­ство мира и искренняя вера в Бога.

III. Заключение

Функции второстепенных персонажей. Второстепенные персонажи нужны прежде всего для того, чтобы глубже и многограннее осветить нравственно-философскую проблема­тику романа.

Подобные записи