Вы здесь: Главная > Анализы стихотворений > Анализ стихотворения Ахматовой «Широко распахнуты ворота…»

Анализ стихотворения Ахматовой «Широко распахнуты ворота…»

Стихотворение «Широко распахнуты ворота…» А.А.Ахматова написала в 1921 году и посвятила городу, в котором жила и училась – Киеву. Будущая великая русская поэтесса оказалась в этом городе не по своей воле – из-за развода родителей и тяжелого материального положения семьи ей пришлось переехать жить к тетке.

Чужой город, другая обстановка, незнакомые люди – все это способствовало тому, что Киев Ахматова не очень полюбила. Единственное, чем она искренне восхищалась, это был исторический облик города, его сохранившаяся сквозь столетия архитектура – монастыри, соборы, церкви, построенные еще князьями времен Киевской Руси. Вот и это свое стихотворение А.А.Ахматова посвятила описанию Софийского собора в Киеве и площади перед ним.

Построенный в первой половине 11 века Ярославом Мудрым, Софийский собор был и остается одной из главных сакральных святынь Руси. Площадь перед собором долгие годы, в том числе и во времена пребывания в Киеве поэтессы, была главной площадью не только города, но и всей Украины.

Стихотворение начинается с описания широко распахнутых ворот. Логичнее предположить, что речь идет о центральном входе в собор. Но на самом деле он представляет собой небольшой, узкий проход под колокольней. Небольшими является и два других, вспомогательных входа в Софию Киевскую. Может быть, А.Ахматова имела в виду врата алтаря, которые распахнуты во время ведения церковной службы.

Следующая строка — «липы нищенски обнажены» — также многозначна. С одной стороны, метафора легко прочитывается, поскольку рядом с собором, так же как и с любым другим храмом, всегда полно нищих, просящих милостыню или нашедших себе приют у стен христианской святыни.

С другой стороны, липа — это традиционное киевское дерево, распространенное не меньше чем символ города — каштан. В Киеве самый престижный район вот уже несколько столетий носит название Липки. Все это говорит о том, насколько хорошо А.Ахматова знала город, его топонимику, легенды, предания.

Об увлечении поэтессы историей города свидетельствуют следующие строки. Лишь немногие знают, что «Нерушимая стена» — это не ограда Софии Киевской, а та часть самого собора, на которой выложена из сотни оттенков мозаики исполинская фигура Богородицы. Существует легенда о том, что сколько будет стоять эта стена с иконой, столько будет существовать и Киев.

София Киевская издалека видна благодаря своей колокольне. На втором ее ярусе вот уже сотни лет звонит колокол, деньги на который дал гетман Мазепа, поэтому он до сих пор и носит название «мазепинский». Точно не известно, казнили ли в княжеские времена на площадью перед собором, как пишет поэтесса, «еретиков». Но как свидетельствуют исторические хроники, в период 1917-1921 годов, когда власть в Киеве менялась приблизительно 16 раз, здесь действительно совершались казни и расстрелы.

От того и гудит «тяжелый» колокол Мазепы, напоенный этой негативной энергией и молящийся за их невинно убитые души. Звон колокола слышен далеко, аж за Днепр. Но чем дальше от Киева, тем более покойным и тихим он слышится, поэтому в «заречных лесах» он лишь «веселит пушистых лисенят». Такой оптимистической концовкой А.Ахматова хотела сказать, что все проходит, все отходит в историю, остается только вечное: природа и архитектура святого города.