Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике.

В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Оказывается, мудрость жизни — в простоте, в вере. Героиня пытается слить свою жизнь с жизнью природы:

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Когда она возвращается с прогулок, ее встречает пушистый кот, на башенке озерной лесопильни загорается «яркий огонь» (символ надежды). И на первый взгляд, в жизни героини царит атмосфера покоя и умиротворения. Настораживает лишь заме­чание ее о «ненужной тревоге» да еще определение — «веселые стихи». Не себя ли пытается она убедить в том, что все хорошо и прекрасно?

И только последняя строфа приоткрывает нам жизненную драму героини: она пережила расставание с любимым. И учится обретать радость жизни в простых, обыденных вещах: в природе, в творчестве, в домашних заботах. Вероятно, не все еще чувства умерли в ее душе, но жизнь так прекрасна и многообразна. И лирическая героиня в полной мере осознает это, назвав жизнь «тленной и прекрасной».

Композиционно стихотворение делится на две части. Пер­вая часть (три первые строфы) — это утверждение героиней сво­его единства с окружающим миром, стремление обрести в нем спасение от душевных невзгод. Вторая часть — это последняя строфа, своеобразный итог: жизнь — это больше, чем любовь.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. А.А. Ахма­това использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («рябины желто-красной», «веселые стихи»), инверсию («И яркий загорается огонь»), метафору («Чтоб уто­мить ненужную тревогу»).