Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Анализ Стихотворения «Анчар»

Анализ Стихотворения «Анчар»

Стихотворение «Анчар».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Анчар» было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа «Раска­яние». Интересно заглавие стихотворения. Анчар — это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.

Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение «Анчар» было написано спустя три года после поражения восстания декабристов, и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское само­державие (орфоэпическое, текстуальное сходство «анчар — «а царь»). Основной пафос стихотворения — борьба против раб­ства и деспотизма.

В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть — это страш­ный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть — описание человеческих отно­шений, отношений «раба» и «владыки». Если мир природы ра­зумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться — «яд каплет сквозь его кору», следующий круг — ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг — ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек — «бед­ный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).

Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, — хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в  уме».

Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Си­бирь», стихотворение «Арион».

Подобные записи