Вы здесь: Главная > Анализы стихотворений > Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Это стихотворение было написано поэтом не в самый простой период жизни. Незадолго до этого он прекращает отношения с друзьями — символистами, в этот же момент он теряет свою первую любовь — Любовь Менделееву, внучку знаменитого химика. Стихи Блока того времени пронизаны отчаянием, тоской и неверием, они выражают протест поэта против ужасного безжалостного мира, для которого нет ничего святого, который даже любовь и красоту превращает в предмет торгов.

Несмотря на отчаяние и страдание, царившее в сердце поэта, центральной темой его произведений остается любовь, только героиня его стихов — уже не прежняя Прекрасная Дама, а губительная страсть, разрушительница, роковая искусительница, но лирический герой бессилен против ее власти.

Даже пошлый и безнравственный мир описан Блоком одухотворенно и красочно. Будучи истинным символистом, поэт ненавидел грязь и цинизм, поэтому их нет в стихотворении. Как раз с описания этого реального мира и начинается стихотворение «Незнакомка». Нежная душа лирического героя отвергает этот кабак, грязную улицу и грубых пьяных людей. И появившийся в этой атмосфере прекрасный и манящий облик туманной незнакомки вселяет в него веру о светлой беззаветной любви и мечты о другой жизни.

Стихотворение условно делится на две части, и прием антитезы позволяет поэту выразить свою основную мысль — с появлением незнакомки лирический герой преображается. На смену бытовой лексике («пьяные окрики», «пьяницы с глазами кроликов», «лакеи сонные торчат») приходят прекрасные обороты одухотворенных строк, звучные метафоры и эпитеты — «сокровище», «девичий стан, шелками схваченный», «берег очарованный и очарованная даль».

Аллитерации в первой части приходит на смену ассонанс во второй. Что касается согласных звуков второй части, то преобладают сонорные звуки (р, н, л), придающие строкам особую музыкальность.

«Незнакомка» — это одно из самых характерных и красивых стихотворений Блока, позволяющее сказать, что красота и любовь существуют, нужно только видеть их среди окружающего мещанства.