Вы здесь: Главная > Анализы стихотворений > Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Произведение Бунина под названием «Забытый фонтан», которое было написано еще в далеком 1902 году, сумело отобразить жизненное кредо поэта, которое основано на сочетании вечного и прекрасного.

В этом случае автор воспользовался своей излюбленной поэтической формой сонета, обратившись к никогда не стареющей теме, касающейся гармоничного отношения человека к природе.

Композиционно произведение строится на двух основных образах. Первый – образ осеннего сада, а второй – образ одинокой девушки.

Данный сонет имеет очень яркую образность. Художественные средства, которые поданы в первом катрене, подчеркивают идею запустения и холода. Поэтом осенний сад метафорически подается в качестве «чертога из янтаря», который «рассыпался», как очень хрупкая и нежная вещь.

Ведущим художественным приемом второго катрена является олицетворение. Ветер «заметает листьями фонтан, взвевает их, внезапно налетая». Автору удалось в точности передать образ опадания осенью увядшей листвы, сравнив ее с «испуганной стаей».

Заключительные терцеты рассказывают об одинокой девушке, в движениях которой, каждый может увидеть особую грациозность, а также неторопливость. Она долго смотрит на фонтан. Усилению образу главной героини служат такой эпитет, как «застывшая печаль», а также сравнение «как призрак». На душе у нее, видимо, такая же пустота и холод. В данном стихотворении забытый фонтан выступает в качестве символа давно ушедшего счастья.

Что касается жанра произведения, то оно относится к любовной лирике с элементами философской. Последние строки стихотворения показывают быстротечность, а также неумолимость времени: «А дни бегут… Им никого не жаль».

Благодаря имеющемуся ассонансу (повторяются гласные а, ы, о) и стихотворному размеру (пятистопный ямб), Бунину удается придать своему непревзойденному сонету особого звучания, а также ритма, который нигде больше не встречается.

Само по себе стихотворение навивает легкие грустные мысли, а может быть даже и сожаления по поводу того, что время неумолимо бежит вперед, и что ничего уже нельзя вернуть, как и остывшую некогда любовь.

Среди всех писателей, которые относятся к так называемому «серебряному веку», именно Бунину удается выражать свои чувства и переживания наиболее легко и непринужденно.