Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги…»

Стихотворение «Запели тесаные дроги…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано С.А. Есениным в 1916 году. Основная тема его — тема Родины. В нем присутствуют элементы русского пейзажа. Мы можем от­нести произведение к пейзажной и патриотической лирике.

Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь неволь­но вспоминаются лермонтовские строчки:

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Также вспоминаем мы здесь и Н.В. Гоголя, его Русь-тройку, безудержно летящую вперед, и А. Блока, его «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи».

В первой и второй строфах даны характерные детали русского пейзажа и русской жизни: «равнины и кусты», «часовни на доро­ге», поминальные кресты, колокольни. В третьей строфе все эти детали сливаются в единый образ России, бесконечно родной для лирического героя. И он признается в своей любви к ней:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Поэт использует здесь свою любимую цветовую палитру — малиновый, синий цвет. «Синь, упавшая в реку» — воплощение небесного идеала. Россия для лирического героя не просто до­рога, но и свята. Он осознает при этом всю драматичность, труд­ность ее судьбы, но готов разделить с ней ее участь:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Тот же самый мотив «креста», жертвы звучит в стихотворении А. Блока «Россия», А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утеш­но…», М. Цветаевой «Родина».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («теплой грустью», «холодной скорби»), метафору («синь, упавшая в реку»), анафору («И не отдам я эти цепи, И не расста­нусь с долгим сном»).

В. Корнилов однажды заметил, что «городскому человеку никогда так глубоко не ощутить русскую природу, тоску ее по­лей. Все это Есенин выразил как никто до него и после него». Это высказывание справедливо и по отношению к данному сти­хотворению.