Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Анализ Стихотворения Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)

Анализ Стихотворения Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его — гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт — учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таин­ственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фи­миам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».

Подобные записи