Вы здесь: Главная > Анализы стихотворений > Анализ стихотворения Цветаевой “Роландов рог”

Анализ стихотворения Цветаевой “Роландов рог”

Произведение М.И. Цветаевой Роландов рог с первых строк привлекает внимание немыслимыми антитезами, которые отражают внутренний мир поэтессы. Вечная борьба бушует в душе автора, героиня понимает, что она остается одна в своих творческих порывах.

Можно обрести друга, семью, родить детей, но понять всю глубину тайны не просто человеческой души, а души поэта, который зачастую видит мир совсем иначе, невозможно. Автор сравнивает себя с шутом — таким не похожим на остальных людей, скрывающих истинные свои чувства под маской дерзкой улыбки и глуповатой нежности.

Само произведение довольно пафосно, об этом можно судить уже из названия. Роланд — герой французского эпоса, который погибает за своё войско, за свой народ. Так и героиня произведения шлёт «громкий зов» обращаясь к небесам. Но и там «пустоты», лишь полыхающие чувства, «пожар в груди» являются залогом обретения спокойствия. К кому обращается героиня Цветаевой, кто это мифический Карл, который поймёт и примет поэтессу? Вопрос остается открытым, каждый сам найдёт утешенье.

Тема непринятия довольно широко освещена в произведения мировой литературы, но именно в России, под гнетом сложившихся обстоятельств, одиночество стало доминирующей темой многих поэтов. Творчество — это, как ни странно, борьба. Этот парадокс видим в стихотворении М. Цветаевой, она одна «противу всех», но и одна «из всех», выбранная неспроста нести свою тяжелую ношу. Но и её покидают душевные силы, нет больше сил «драться».

Именно этот глагол как нельзя точно описывает действия поэтессы. Бороться за права, признание, почет и славу можно физически, но и моральная сторона не на последнем месте, и именно эта составляющая наиболее травмирующая душу, раны на которой заживают очень долго, а рубцы остаются навсегда.

Стиль изложения произведения — довольно жесткий, это видно в частом использовании согласных в конце строк. Бессоюзность, множество запятых и тире даже визуально выстраивают текст, как лозунг, призыв к борьбе, преодолению непонимания, под «мещанина смех». Поэзия — нелёгкий труд, нужно быть готовым к тому, что сказанное будет воспринято в штыки, а слова, пробирающие до слез одних, станут поводом для веселья другими «глупцами».

Поэтесса употребляет существительное «сиротство» в значении «одиночество» вовсе не напрасно. Сиротство — это высшая степень духовной пустоты, именно то чувство, которое зреет в душе поэта когда наступит срыв, когда протрубит Роландов рог о помощи, невидимые силы утешенья найдутся в строках стихов, творчестве, которое невозможно убить.