Жираф (1907)
Стихотворение «Жираф» было опубликовано в 1908 году в сборнике «Романтические цветы» и надолго стало визитной карточкой Николая Гумилёва в литературе. Поэта всегда привлекали экзотические места. Детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, любовь к яркой живописи — всё это.он вложил в стихотворение. Обращаясь к некой загадочной женщине, которая грустит и ни во что не хочет верить, автор на самом деле ведёт диалог с читателем.
В стихотворении поэт сравнивает два пространства: далёкое и совсем близкое.
Про то пространство, которое «здесь», он почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь «тяжёлый туман», дождь, грусть да слёзы, в этом мире нет красок — он бесцветен, и потому кажется, что рай на Земле невозможен.
Но поэт хочет доказать любимой женщине, что «далёко, на озере Чад» — всё по-другому. Там мир полон радости, он переливается и сияет всеми красками, словно драгоценный алмаз. И там «изысканный бродит жираф ».
Для описания этого удивительного существа автор нашёл необыкновенные слова:
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор…
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Поэтический образ жирафа можно назвать аллегорией. Это дивная грёза — воплощение красоты Африки, о которой мечтает поэт. Лирический герой сближен с автором. Он предстаёт в стихотворении оптимистом, романтиком и мечтателем.
У стихотворения кольцевая композиция, и в начале, и в конце — одни и те же слова:
Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Поэтическое обрамление стихотворения создаёт такое впечатление, будто лирический герой готов вновь и вновь без устали повторять свой рассказ о рае на Земле, чтобы заставить любимую женщину (и нас, читателей) взглянуть на мир по-иному.
Мелодия стихотворения спокойна и грациозна — сродни образу жирафа. Звуки, протяжные и мелодичные, дополняют сказочное описание волшебного края.
Для передачи настроения поэт использует красочные эпитеты (изысканный жираф; немыслимые травы; мраморный грот; таинственные страны), необычные сравнения (подобен цветным парусам корабля; бег его плавен, как радостный птичий по лёт), метафоры (вдыхала тяжёлый туман).
Как все поэты-акмеисты, Николай Гумилёв использует не конкретные цвета, а предметы — он даёт возможность читателю самому представить тот или иной цвет или оттенок. Жираф «подобен цветным парусам корабля», наверное, шкура его — ярко-оранжевая с красно-коричневыми пятнами, что эффектно контрастирует с синей водой.
В этом пространстве воздух свежий и чистый, с запахом «немыслимых трав». Не так уж и далёк этот экзотический африканский континент, если читатель умеет мечтать, если он не желает жить в сером, скучном мире обыденности. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-другому и осознать, что он огромен и прекрасен.
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием.
Строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).