Вы здесь: Главная > Сочинения по русской литературе > Добро и зло в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”

Добро и зло в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”

Первое, что необходимо отметить, говоря о добре и зле в «Мастере и Маргарите», — это неоднозначность и спорность этого вопроса. Роман  является пародией на советскую действительность 30-х годов, когда велась жёсткая антирелигиозная пропаганда, принимавшая крайние, грустно-сатирические формы. Добра в романе — намного меньше, чем кажется на первый взгляд.

Многие читатели увидели в Воланде (сатане, явившемся в облике иностранного профессора) положительную фигуру, справедливо воздающего по заслугам обывателям Москвы, и даже вдохновились его образом. «Оказывается, зло помогает справиться с пороками, а значит — всегда идёт рука об руку с добром», — считают многие. Почему Левий Матвей назвал Воланда софистом? Софисты могли доказать, что любая ложь является истиной. Так и Воланд выставил свои мерзкие (на самом деле) поступки в благородном свете. Например, он подарил покой Мастеру и Маргарите, но это покой без света, без надежды — одним словом, это вечность в подвале. А ведь райское блаженство описывается всегда словами «свет и покой». По отдельности эти дары утрачивают свою благодать. Это всё равно, что предложить женщине рай с супругом, а детей не пустить к ней. Счастливый финал? Зло одарило добром? Нисколько.

Ещё один персонаж, из «романа в романе», Иешуа, тоже очень неоднозначен. Роман о Понтии Пилате написан Мастером, но под руководством Воланда. Зачем сатане нужно было это «Евангелие», когда о жизни Христа было подробно написано две тысячелетия назад? Иешуа считает всех людей добрыми, но сам не может защитить себя от растерзания «добрыми людьми». То есть Воланд здесь доказывает, что добро не может защитить себя без вмешательства зла, добро беспомощно и служит людям лишь для самоуспокоения, помогая им оправдаться в зле. Действительно, в таком же виде увидел пришествие Христа на землю еврейский народ и поэтому не принял, не узнал Бога, а до сих пор ждёт своего Мессию. То есть добро в романе загнано в клетку, как диковинный зверёк, ценность которого заключается в факте его существования, а не в его спасительных действиях.

Любовь Маргариты к Мастеру  весьма скандальна. Маргарита появляется в жизни Мастера, чтобы подстегнуть его к работе над романом, который нужен Воланду. Маргарита — обеспеченная, скучающая жена богатого инженера — становится любовницей Мастера. Неужели Булгаков хотел таким образом показать в лице Маргариты идеал любви, как принято считать?

Зло в романе торжествует, но это закономерно в безбожной, отрёкшейся от Бога Москве. Взамен она получает лишь суррогат добра, чтобы жить, ни о чём не беспокоившись, дальше.

Подобные записи