Вы здесь: Главная > Сочинения по русской литературе > “Крах теории Раскольникова”

“Крах теории Раскольникова”

Роман «Преступление и наказание» можно назвать и философским, и социальным, и психологическим. Написанный в 1866 году, он отражает российскую жизнь второй половины XIX века, те времена, когда государство испытывало мощные сдвиги и потрясения в социальном плане.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное  общество, порождающее все виды зла — не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в пучинах человеческого подсознания.

Герой книги — Родион Раскольников, когда — то бывший студентом, а теперь живущий в страшной нищете. Положение его беспросветно, он не питает никаких надежд на улучшение своей жизни. Но,  тем не менее, даже будучи одной из жертв жестокого буржуазного мира, Родион остается человеком;   ум,  склонность к постоянному анализу  своих поступков, любовь к ближним,  выдающиеся способности выделяют  его из среды «маленьких  людей».

Однако вечная нищета, которую невозможно преодолеть, обстановка, в которой ему приходится существовать,  мрачный, давящий город, страдания и  пороки окружающих его людей — все это подталкивает Раскольникова к созданию некоей теории.

Как человек образованный, Родион понимает, что изменение своей собственной  судьбы, судеб  сестры и матери возможно только тогда, когда изменится мир, все его социальное устройство.  Конечно, в то время такие изменения были невозможны, и поэтому Раскольников, восставая против  несправедливого мироздания, пытается добиться что-то в одиночку, по выработанной им теории.

Долгие раздумья об основах несправедливого общества  приводят его к выводу: все человечество можно разделить на два разряда — рядовые личности, которые годны лишь на то, чтобы произвести на свет себе подобных,  и такие гении, как Наполеон или Магомет,  которые, в силу своей гениальности, избранности имеют право вершить судьбы человечества, жертвуя сотнями «рядовых»  жизней, не останавливаясь и перед преступлениями.

Раскольников одержим идеей мирового, всеобщего блага. Чтобы в мире было меньше несправедливости, чтобы доказать себе, что он не является «тварью дрожащей», Родион  сам становится преступником, совершая убийство. Своим деянием он не сделал мир лучше — этот жестокий урок преподносит ему жизнь. Нравственные муки, кошмары воспаленного сознания сопровождают его после убийства старушки.  Писатель талантливо  описывает состояние героя — на основании  описаний снов и видений Раскольникова  мы видим, что главный герой понимает: убив человека, он, прежде всего, убивает свою бессмертную душу.

Раскольников впадает в отчаяние. Он видит, что зло в виде преступления никому не приносит пользу.  Его теория, которую он так стремился проверить,  не приносит результатов, целесообразность и оправданность ее вдруг рушится, и Родион разбит морально и физически.  В тот момент, когда  болезнь то и дело бросает его в беспамятство, он решается во всем раскрыться Сонечке Мармеладовой. Эта девушка тоже  преступила нравственный закон,  тоже погубила душу.  Именно Сонечке предстоит окончательно развенчать теорию Раскольникова своим милосердием, жертвенностью,  покорностью судьбе.  Смысл теории теперь ускользает от самого Родиона — разве можно стать сверхчеловеком,  переступая через боль и страдание других?

Попробовав претворить в жизнь свои мысли, Родион убедился, что его теория несостоятельна — невозможно быть Мессией-спасителем и Наполеоном одновременно, нельзя соединить в одном лице тирана и благодетеля мира. Попытка доказать, что он способен быть выше «серой массы»,  провалилась.  Теперь Родион видит, что суждения его были ошибочны, и покорно принимает наказание за преступление, наказание,  ставшее для него долгожданным облегчением от душевных мук.

Именно в этот момент Родион Раскольников, отринув  свою античеловеческую, антигуманную  теорию, возрождается для новой жизни.

Мы видим, что в романе красной нитью проходит мысль о том,  что преступление, даже совершенное с благородной или гуманной целью, просто недопустимо в человеческом социуме. Теория, основанная на уничтожении всего лишь одного человека ради счастья многих, не должна существовать. Не забывайте, что этим «одним человеком» может стать каждый.

Подобные записи