Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Краткое содержание Рассказа родинка М. Шолохова

Краткое содержание Рассказа родинка М. Шолохова

Шолохов пришел в литературу со своей темой и своими ге­роями, открыв читателю незнакомый ему мир донского казаче­ства, показанного в переломный исторический момент — в годы революции и гражданской войны.

«Донские рассказы» М. Шолохова чаще всего рассматривают­ся как своеобразная творческая лаборатория писателя, как этап на пути к «Тихому Дону». Это верно лишь с определенными оговорками. Движение это не было ровным, прямолинейным.

Более того, именно сопоставление «Донских рассказов» с «Ти­хим Доном» позволяет увидеть качественно иной уровень рома­на и в философском осмыслении жизни, и в плане художе­ственного мастерства.

Рассказы Шолохова остроконфликтны, и в основе этих кон­фликтов лежат противоречия классовые (историческая «коло­верть» на Дону — используя название одного из рассказов Шо­лохова). Писатель запечатлел раскол, прошедший через хутора, семьи, человеческие души. Один из первых рассказов — «Ро­динка». В центре его два героя. Командир эскадрона, 18-летний Николай Кошевой устал от войны и крови («Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…») И мотив усталости, и фамилия ге­роя отзовугся потом в «Тихом Доне».

Кульминация рассказа: в убитом им красном командире ата­ман по родимому пятну на ноге узнал сына: «Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щико­лотки, родинку увидел…

—      Сынок!.. Николушка!.. Родной!..Кровинушка моя!..

Чернея, крикнул: — Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и,  стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»

Убив сына, атаман сам подписал себе приговор, и этот вы­стрел — лишь его механическое исполнение. Здесь верх берут за­коны извечные, законы крови, родства, разрушение которых неминуемо отзывается гибелью. Но финал рассказа характерен для произведений 20-х годов, позиция автора выражена здесь весьма определенно (Шолохов проводит параллель с коршуном-стервятником, который сел на мертвого атамана и клюет падаль). Симпатия автора явно на стороне Николая: погибли оба, но один красный, другой — бандит (т. е. в рассказе приори­тетна классовая оценка).