Шолохов пришел в литературу со своей темой и своими героями, открыв читателю незнакомый ему мир донского казачества, показанного в переломный исторический момент — в годы революции и гражданской войны.
«Донские рассказы» М. Шолохова чаще всего рассматриваются как своеобразная творческая лаборатория писателя, как этап на пути к «Тихому Дону». Это верно лишь с определенными оговорками. Движение это не было ровным, прямолинейным.
Более того, именно сопоставление «Донских рассказов» с «Тихим Доном» позволяет увидеть качественно иной уровень романа и в философском осмыслении жизни, и в плане художественного мастерства.
Рассказы Шолохова остроконфликтны, и в основе этих конфликтов лежат противоречия классовые (историческая «коловерть» на Дону — используя название одного из рассказов Шолохова). Писатель запечатлел раскол, прошедший через хутора, семьи, человеческие души. Один из первых рассказов — «Родинка». В центре его два героя. Командир эскадрона, 18-летний Николай Кошевой устал от войны и крови («Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…») И мотив усталости, и фамилия героя отзовугся потом в «Тихом Доне».
Кульминация рассказа: в убитом им красном командире атаман по родимому пятну на ноге узнал сына: «Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел…
— Сынок!.. Николушка!.. Родной!..Кровинушка моя!..
Чернея, крикнул: — Да скажи же хоть слово! Как же это, а?
К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»
Убив сына, атаман сам подписал себе приговор, и этот выстрел — лишь его механическое исполнение. Здесь верх берут законы извечные, законы крови, родства, разрушение которых неминуемо отзывается гибелью. Но финал рассказа характерен для произведений 20-х годов, позиция автора выражена здесь весьма определенно (Шолохов проводит параллель с коршуном-стервятником, который сел на мертвого атамана и клюет падаль). Симпатия автора явно на стороне Николая: погибли оба, но один красный, другой — бандит (т. е. в рассказе приоритетна классовая оценка).