Вы здесь: Главная > Сочинения по русской литературе > Куприн А. И. — мастер малых форм прозы

Куприн А. И. — мастер малых форм прозы

А.И. Куприн родился в небольшим захолустном городке Пензенской губернии, рано потерял отца, и воспитанием будущего писателя занималась его мать, что оказало большое воздействие на творчество Куприна и на отношение главных героев к женщинам в его произведениях.

Казарменная обстановка сиротской школы, в которую вынуждена была отдать Куприна его мать, а затем кадетский корпус и юнкерское училище стали основой для одной из главных тем в творчестве писателя: русской армии, офицерства и быта людей военных. В первую очередь, жизненный опыт Куприна дал материал для наиболее значительных его произведений: повестей "Поединок" и "Юнкера". Обличая убогость армейского существования, тупость военного начальства, бесполезность каждодневной муштры, писатель срывает маску парадности с царской армии, вызывая огромный резонанс в обществе, в том числе и в офицерской среде. Сильная и органичная повесть "Поединок" была создана после ряда довольно прозаичных, штамповых рассказов ("Странный случай", "Впотьмах", "Лунной ночью"), написанием которых Куприн поддерживал свое существование в трудный для него период конца 90-х годов. Роковые страсти, шаблонные персонажи, расхожие описания — это было то, что можно было легко написать и продать (разумеется, за гроши). Позже писатель высмеет свои литературные трафареты ("По заказу"), но в течение жизни ему еще не раз придется браться за перо для создания таких мелких для его таланта произведений.

Стык двух веков стал периодом творческого взлета для Куприна, а на смену дешевой беллетристике приходят довольно крупные произведения, выдвинувшие Куприна вперед в рядах русских писателей. Его талант набирает силу, язык становится щедрым и точным, а знакомство с Буниным и Горьким дают уверенность в себе и в своих силах. Это период появления почти всех значимых произведений Куприна: "Белый пудель", "Олеся", "Молох", "Прапорщик армейский", и формирование портрета лирического героя писателя. Светлый и чистый, он протестует против моральной нищеты и неустроенности общества, анализирует социальные проблемы и способен на платоническую, высокую и безответную любовь ("Гранатовый браслет"), старается спастись от нравственной гибели. Добрый, но слабый, он очень близок самому автору, в некоторых, же героях современники Куприна усматривали точную копию писателя.

Одной из жемчужин творчества автора стал роман "Яма", рисующий жизнь и быт легальных публичных домов. Страшная судьба жриц любви описывается сочным и выразительным языком, однако, в целом произведение получилось достаточно рыхлое, перегруженное описаниями и отступлениями. Куприн стал первопроходцем в освещении этой остросоциальной, но закрытой темы, а его герои впервые испытывают к женщинам не только платонические чувства. Гуманистическая направленность романа и выпуклые характеры изнанки большого города с лихвой компенсировали литературные недостатки произведения.

Начиная с 1910 года в творчестве писателя появляются первые симптомы кризиса ("Морская болезнь", "Королевский парк", "Жидкое солнце"), да и условия жизни не позволяют Куприну отдаваться писательскому делу полностью. Кутежи в литературных ресторанах и тяжелое материальное положение заставляют писателя вернуться к шаблонным рассказам и репортерским очеркам. Позже, во время проживания во Франции, губительное воздействие на творчество Куприна окажет отрыв от родины, отсутствие пусть и плохих, но родных и понятных событий и впечатлений. Тем не менее, Куприн вошел в русскую литературу как мастер малых форм прозы, оставив после себя классические образцы жанра короткой повести и рассказа. Отталкиваясь от незначительных вещей и явлений, Куприн создал целый ряд пронизанных гуманизмом и душевной мудростью рассказов, внеся достойный вклад в копилку русской классической литературы.