Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах. Рассматривание с детьми картин – такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. Конкретность, образность мышления в детские годы утрудняет раскрытие перед воспитанниками обобщающего содержания изобразительного искусства.
Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.
Портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Учитывая особенности данного возраста, необходимо подбирать корректные приемы, способы и методы в преподавании портретной живописи на уроках МХК в средних классах.
В курсовой работе мы выявили психологические особенности младшего подросткового возраста, проанализировали методическую литературу по теме «Преподавание портретной живописи в школе» и опыт практикующих учителей. Нами был разработан конспект урока по данному разделу, а также даны методические рекомендации, которые могут помочь учителю в преподавании этих уроков. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Список использованной литературы:
1. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. – М.-Л., 1937.
2. Андроникова, М. Об искусстве портрета [Текст] / М. Андронникова. – М., 1975.
3. Андроникова, М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. Андронникова. – М., 1980.
4. Андроникова, М. Портрет и портретное сходство [Текст] / М. Андронникова // Художник. – 1974. – №10.
5. Аникушин, М. О портретном творчестве [Текст] / М. Аникушкин // Художник. – 1973. – №3.
6. Баранов, С.П. Принципы обучения [Текст] /С. П. Баранов. – М.: Просвещение, 1981.
7. Басин, Е.Я. К определению жанра портрета [Текст] / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. – 1986. – №20.
8. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
9. Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру [Текст] / А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
10. Виппер, Б.Р. Проблема сходства в портрете [Текст] / Б.Р. Виппер // Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. – М., 1917.
11. Гращенков, В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения [Текст] / В.Н. Гращенков. – М., 1996. Т.1.
12. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М., 1988.
13. Зингер, Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: 1969.
14. Зингер, Л.С. Путь к портрету-типу [Текст] / Л.С. Зингер // Художник. – 1980. – №9.
15. Искусство портрета [Текст] / Под ред. А. Г. Габричевского. – М., 1928.
16. История и культурология [Текст] /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.
17. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков [Текст] / Под ред. В. И. Раздольской. – М.: Искусство, 1988.
18. Кисунько, В. Портрет – пластический образ времени [Текст] / В. Кисунько // Художник. – 1977. – №2.
19. Кочерова, Е., Фоминова, М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК [Текст] / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. – 2003, – №6.
20. Курочкина, И. О портретной живописи – детям [Текст] / И. Курочкина. – М.: Детство-Пресс, 2008.
21. Лепихова, М.А. Как воспитать интерес к учебному предмету [Интернет] / М.А. Лепихова // https://schools.keldysh.ru/labmro/lib/2006/lepihova.htm
22. Лотман, Ю.М. Портрет [Текст] / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002.
23. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.В. Лушников. – М.: 2004.
24. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: МДО, 1995.
25. Проблемы портрета: Материалы научной конференции, 1972 [Текст]. – М., 1974.
26. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.
27. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура [Текст] / Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 1998.
28. Романычев, А. Возможности портрета [Текст] / А. Романычев // Художник. – 1973. – №6.
29. Сидоров, А.А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа) [Текст] / А.А. Сидоров. – М.: Искусство, 1927. – Кн. 2–3.
30. Стасевич, В.Н. Искусство портрета [Текст] / В.Н. Стасевич. – М., 1972.
31. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.
32. Фриче, В. Социология искусства [Текст] / В. Фриче. – М.-Л., 1926.
33. Щаксон, А. О сходстве [Текст] / А. Щаксон // Художник. – 1963. – №9.
34. Norbert, Lynton. Painting The Century: 101 Portrait Masterpieces 1900–2000 [Текст] / Lynton, Norbert // Portraits from a Pluralist Century. – NY: 2001.
Бесплатно скачать реферат «Методика преподавания портретной живописи в средних классах» в полном объеме