Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС, АВТОР «ПЬЕРА МЕНАРА, АВТОРА «ДОН КИХОТА»

МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС, АВТОР «ПЬЕРА МЕНАРА, АВТОРА «ДОН КИХОТА»

МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС, АВТОР «ПЬЕРА МЕНАРА, АВТОРА «ДОН КИХОТА»

У Борхеса есть удивительный рассказ: «Пьер Менар, ав­тор «Дон Кихота». Фабула захватывает с первых фраз: Пьер Менар, писатель и интеллектуал (разумеется, Борхес устраивает мистификацию по всем правилам) — решает написать «Дон Кихота», того самого, которого написал Сервантес.

Что нужно для того, чтобы написать «Дон Кихота»? Прожить ту же жизнь и прочитать те же книги, какие про­жил и прочитал Сервантес. Что и делает Пьер Менар.

И вот перед нами (Борхес любезен и предупредителен) два отрывка из двух «Дон Кихотов». На первый взгляд — абсолютно одинаковых. Но это только до того момента, пока автор не начинает комментировать оба текста…

В общем, не было еще такого читателя, который бы не уверился окончательно и бесповоротно, что Пьер Менар написал своего, уникального и оригинального, Рыцаря Печального Образа.

Изящная мистификация Менара и Борхеса на самом деле — гениальное открытие европейского постмодерниз­ма. Оказывается, любой текст, написанный и опублико­ванный, начинает существовать сам по себе, в космосе читательских прочтений, литературоведческих видений, комментариев, правок, переводов, интерпретаций, и каж­дый читающий (комментирующий, исследующий) каждый раз творит его заново. Поэтому не бывает двух одинаковых «Дон Кихотов» в руках двух разных читателей, мало того: не бывает двух одинаковых Дон Кихотов в руках одного и того же, но уже повзрослевшего читателя. И еще: любой текст — пусть даже это не «Дон Кихот», а геометрия Ло­бачевского — существует только как субъективная реаль­ность, каким-то особенным образом понятая тем, кто его прочитал.

А поскольку мир с точки зрения постмодерна есть текст (а где еще фиксируется и хранится ваш и наш сегодняш­ний день во всем его многообразии, как не в текстах?), то и действительность это всего лишь субъективно поня­тый феномен.

Поэтому любая истина — да и просто попытка ее отыс­кать — представляется немножко смешной.

Оттого постмодернист всегда ироничен и беспафосен.

Подобные записи