Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
I. Вступление
Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.)
II. Главная часть
1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей:
а) роман Лермонтова состоит из пяти повестей, из которых каждая имеет свой законченный сюжет. Хронологическая последовательность повестей нарушена: Лермонтову интересно не развитие и становление героя, как многим другим писателям, а сущность характера, каким он сложился.
б) общий принцип Композиции романа — движение от загадки к разгадке характера Печорина. Этому принципу подчинена, в частности, смена повествователей. Начинает повествование о Печорине Максим Максимыч («Бэла»), он может отмстить только внешнюю странность и загадочность героя без глубокого проникновения в его внутренний мир. Второй повествователь — «публикатор» дневника Печорина («Максим Максимыч»), он уже может по внешности определить некоторые черты характера, но загадка здесь не разгадывается, а становится еще более сложной. Наконец, последние три повести — это рассказ Печорина о самом себе. Однако расположение этих повестей тоже не случайно: в нем реализуется тот же композиционный принцип. «Тамань» делает загадку Печорина еще более интересной, «Княжна Мери» почти полностью объясняет характер, а «Фаталист» ставит последнюю точку, раскрывая философские основы внутреннего мира Печорина.
III. Заключение
Композиция романа Лермонтова глубоко продумана. Она позволяет автору сосредоточиться не на внешнем действии, а на нравственно-философской сущности характера главного героя.