Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова

План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова

Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова

I. Вступление

Художественная деталь — минимальная образная подроб­ность в художественном произведении. (Подробнее см. Сло­варик.)

II. Главная часть

1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художествен­ной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде всего в том, что он умеет одной-двумя деталями выразить сущность того или иного явления.

2. Детали портрета. Подробное описание внешности чело­века Чехов заменяет, как правило, деталью-впечатлением («…она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохо­жего гадюка…» — «В овраге»). Такая деталь обыкновенно вы­ражает и авторское отношение к персонажу.

3. Психологические детали. Здесь Чехов также старается одной-двумя деталями выразить сущность эмоционального состояния или перемену в настроении персонажа. Так, при по­следнем свидании с Котиком Старцев вспомнил свою моло­дость и любовь, и «в душе затеплился огонек», но почти тут же он «вспомнил про бумажки (деньги), которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас» («Ионыч»).

4. Степень художественного обобщения при помощи об­разной детали иногда достигает у Чехова такой глубины, что детали становятся своего рода символами (см. Словарик). Так, образ «футляра» в описании Беликова («Человек в футляре») становится воплощением целой психологии; «Палата № 6» символизирует весь уклад русской жизни конца XIX века; «серый забор с гвоздями» обозначает общее состояние несво­боды (эта деталь используется Чеховым неоднократно, напри­мер в рассказах «Палата № 6», «Дама с собачкой», «Невеста» и др.); изображение всяческой еды становится символом «ле­нивого счастья» и т.п. («Душечка», «Ионыч», «Крыжовник»).

III. Заключение

В использовании художественных деталей Чехов, с одной стороны, наследовал опыт своих предшественников (в осо­бенности Гоголя), а с другой — являлся смелым новатором.