Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Мастерство психологизма в романе Толстого «Война и мир»

План сочинения — Мастерство психологизма в романе Толстого «Война и мир»

Мастерство психологизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

  1. Психологизм — подробное и глубокое воспроизведение в литературном произведении внутреннего мира человека. (Подробнее см. Словарик.)
  2. Толстой — один из крупнейших писателей-психологов не только в русской, но и мировой литературы.
  3. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравст­венные искания своих героев, процесс постижения ими смыс­ла жизни. Поэтому наиболее психологичны образы главных героев «Войны и мира»: Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи и Николая Ростовых и др.

II. Главная часть

1. Для изображения внутреннего мира персонажей Толстой пользуется разными приемами психологизма, которые позволя­ют ему проникнуть в душу человека с удивительной глубиной:

а) психологический анализ. (См. Словарик.) Часто Толстой раскрывает внутренний мир своих героев как бы со стороны; он видит в их переживаниях то, что сами герои увидеть не мо­гут. Автор анализирует и объясняет читателю причины того или иного психологического состояния. (Чувства и пережива­ния Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ране­ния, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных);

б)  внутренний монолог. (См. Словарик.) Толстой передает поток мыслей и переживаний персонажа, имитируя естествен­ное, литературно не обработанное течение психологических процессов, достигая тем сильного эмоционального воздействия на читателя, (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов и др.);

в)  «диалектика души» (термин Н.Г. Чернышевского; см. Словарик). Толстой одним из первых стал изображать внут­ренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, пред­ставлениями, воспоминаниями и т.п. Это способствовало усилению правдоподобия в раскрытии психологического мира личности, повышало глубину психологического изо­бражения, усиливало эмоциональное воздействие на чита­теля. (Психологическое состояние Пьера Безухова в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере);

г)   психологические детали. Толстой использует главным образом психологический портрет, для того чтобы раскрыть определенные внутренние состояния души человека (портрет Пьера перед дуэлью с Долоховым, портреты «маленькой кня­гини» и княжны Марьи и т.п.);

д)    особые формы психологического изображения: сны (Андрей Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения) и др.

III. Заключение

Использование разных форм психологизма позволяло Тол­стому раскрыть внутренний мир своих персонажей с исключи­тельной глубиной и живостью. Благодаря этому усиливалось эмоциональное воздействие на читателя: мы сопереживаем ге­роям Толстого, принимаем горячее участие в их судьбе, напря­женно следим за их нравственным развитием и т.п.