Мастерство психологизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
I. Вступление
- Психологизм — подробное и глубокое воспроизведение в литературном произведении внутреннего мира человека. (Подробнее см. Словарик.)
- Толстой — один из крупнейших писателей-психологов не только в русской, но и мировой литературы.
- При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Поэтому наиболее психологичны образы главных героев «Войны и мира»: Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи и Николая Ростовых и др.
II. Главная часть
1. Для изображения внутреннего мира персонажей Толстой пользуется разными приемами психологизма, которые позволяют ему проникнуть в душу человека с удивительной глубиной:
а) психологический анализ. (См. Словарик.) Часто Толстой раскрывает внутренний мир своих героев как бы со стороны; он видит в их переживаниях то, что сами герои увидеть не могут. Автор анализирует и объясняет читателю причины того или иного психологического состояния. (Чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных);
б) внутренний монолог. (См. Словарик.) Толстой передает поток мыслей и переживаний персонажа, имитируя естественное, литературно не обработанное течение психологических процессов, достигая тем сильного эмоционального воздействия на читателя, (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов и др.);
в) «диалектика души» (термин Н.Г. Чернышевского; см. Словарик). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями и т.п. Это способствовало усилению правдоподобия в раскрытии психологического мира личности, повышало глубину психологического изображения, усиливало эмоциональное воздействие на читателя. (Психологическое состояние Пьера Безухова в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере);
г) психологические детали. Толстой использует главным образом психологический портрет, для того чтобы раскрыть определенные внутренние состояния души человека (портрет Пьера перед дуэлью с Долоховым, портреты «маленькой княгини» и княжны Марьи и т.п.);
д) особые формы психологического изображения: сны (Андрей Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения) и др.
III. Заключение
Использование разных форм психологизма позволяло Толстому раскрыть внутренний мир своих персонажей с исключительной глубиной и живостью. Благодаря этому усиливалось эмоциональное воздействие на читателя: мы сопереживаем героям Толстого, принимаем горячее участие в их судьбе, напряженно следим за их нравственным развитием и т.п.