Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
I. Вступление
Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе.
Воспитание в широком смысле слова — формирование личности.
II. Главная часть
1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования в России почти не поставлено (воспитание Онегина, «мы все учились понемногу…», воспитание Татьяны и Ольги).
2. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?:
а) воспитание в среде столичного дворянства:
— воспитание Онегина. Его личность формируют требования, обычаи и мнения света; культурная обстановка в среде столичной дворянской интеллигенции (знакомство с Кавериным, Автором, театр и т.п.); книги (довольно бессистемное чтение в основном иностранных авторов, к концу романа — западноевропейских романтиков, в основном Байрона);
— воспитание и образование Ленского. Оно проходило «в Германии туманной», под влиянием немецкой романтической философии и литературы. В результате Ленский совершенно не понимает действительной русской жизни, плохо разбирается в людях («он сердцем милый был невежда»);
б) воспитание в среде провинциального дворянства:
— воспитание Ольги (и подобных ей барышень) сводится к усвоению практических навыков. Личность не развивается духовно. Это — типичное воспитание и типический характер (см. Словарик);
-воспитание Татьяны проходит под воздействием двух различных факторов: с одной стороны, это влияние книжного Запада (Татьяна увлекается сентиментальными романами Ричардсона и Руссо), с другой — традиции русской национальной культуры (рассказы няни, русская природа, народные обряды, «привычки милой старины»). Это выгодно отличает ее от остальных героев (Татьяна — цельная личность с сильным характером и твердыми нравственными принципами), но и ее воспитание также неполноценно, отрывочно, бессистемно (читает те же книги, которые читала ее мать).
III. Заключение
Пушкинский идеал воспитания личности — соединить высокую европейскую образованность с традициями русской национальной культуры, в просвещении «стать с веком наравне».