Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин»

План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

I. Вступление

Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, от­сюда важность этой проблемы в романе.

Воспитание в широком смысле слова — формирование личности.

II. Главная часть

1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования в России почти не поставлено (воспитание Онегина, «мы все учились понемногу…», воспитание Татьяны и Ольги).

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?:

а) воспитание в среде столичного дворянства:

—    воспитание Онегина. Его личность формируют требова­ния, обычаи и мнения света; культурная обстановка в среде столичной дворянской интеллигенции (знакомство с Кавери­ным, Автором, театр и т.п.); книги (довольно бессистемное чтение в основном иностранных авторов, к концу романа — западноевропейских романтиков, в основном Байрона);

—    воспитание и образование Ленского. Оно проходило «в Германии туманной», под влиянием немецкой романтической философии и литературы. В результате Ленский совершенно не понимает действительной русской жизни, плохо разбирает­ся в людях («он сердцем милый был невежда»);

б)  воспитание в среде провинциального дворянства:

—    воспитание Ольги (и подобных ей барышень) сводится к усвоению практических навыков. Личность не развивается ду­ховно. Это — типичное воспитание и типический характер (см. Словарик);

-воспитание Татьяны проходит под воздействием двух различных факторов: с одной стороны, это влияние книжного Запада (Татьяна увлекается сентиментальными романами Ри­чардсона и Руссо), с другой — традиции русской националь­ной культуры (рассказы няни, русская природа, народные об­ряды, «привычки милой старины»). Это выгодно отличает ее от остальных героев (Татьяна — цельная личность с сильным характером и твердыми нравственными принципами), но и ее воспитание также неполноценно, отрывочно, бессистемно (читает те же книги, которые читала ее мать).

III. Заключение

Пушкинский идеал воспитания личности — соединить высокую европейскую образованность с традициями рус­ской национальной культуры, в просвещении «стать с веком наравне».