Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов

План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов

Онегин и Печорин: анализ образов

I. Вступление

Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и су­щественные различия.

II. Главная часть

1. Общее:

а)  происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от не­обходимости трудиться.

б)  и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по срав­нению со «средним» уровнем светского общества они гораздо умнее, гораздо тоньше чувствуют, наделены восприимчивой душой и одновременно трезвым рассудком, благодаря чем) хорошо знают людей.

в)   незаурядность героев Пушкина и Лермонтова проявля­ется в их разочаровании в светском обществе и его идеалах. (Характеристика Онегина в конце первой главы и сопоставле­ние его с обобщенным образом заурядного человека: «Блажен, кто смолоду был молод…» (VIII гл. 10 стр.). Монолог Печори­на в повести «Бэла», его воспоминания о прошедшей молодо­сти в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист»). Как личности в высшей степени незаурядные, Онегин и Печорин разочарова­ны не только в светском обществе, но и в жизни вообще: в людях, в дружбе, в любви, в возможности счастья и т.п.

г)   оба героя не могут найти ни смысла, ни своего места в жизни, ни хотя бы дела по душе (попытки Онегина читать, пи­сать, «порядок новый учредить»; размышления Печорина о том, что он «не угадал» своего предназначения в «Княжне Мери»). Это дало основание Белинскому объединить Онегина и Печо­рина в один тип «страдающих эгоистов» и «лишних людей».

2. Однако между Онегиным и Печориным есть и сущест­венные различия:

а)  Онегин давно перестал искать в жизни цель и смысл: он уверен, что их нет и быть не может. Поэтому он не предпри­нимает никаких попыток деятельности, ему все — все равно. Он почти одинаково равнодушен и к трогательному объясне­нию Татьяны, и к нелепой дуэли с Ленским. Правда, он «то­мится в бездействии досуга», но и променять его на что- нибудь другое не хочет.

Печорин же активно ищет смысл жизни и свое предназначе­ние в ней. Он деятелен, а не ленив, как Онегин. Душа Онегина «холодная и ленивая», душа Печорина непрестанно в кипении и действии. Онегин — скептик, Печорин — энтузиаст и романтик.

б)   Пушкин и Лермонтов приводят своих героев к совер­шенно разным жизненным итогам. Пушкин в конце романа совершенно неожиданно дает своему герою возможность воз­рождения в страстной и нерассуждающей любви к Татьяне.

Финал пушкинского романа принципиально открыт: как сло­жится жизнь героя после рокового объяснения, мы не знаем, да это уже и не так важно. Лермонтов же приводит Печорина к отчаянию («Максим Максимыч») и сообщает нам о его смерти. По-видимому, Печорин так и умер, не найдя в жизни ничего, что могло бы стать для него смыслом и целью.

III. Заключение

Как сходства, так и различия между Онегиным и Печори­ным чрезвычайно важны для понимания авторской позиции в романах Пушкина и Лермонтова. Пафос пушкинского рома­на — доверие к жизни и сдержанный оптимизм, пафос романа Лермонтова — это прежде всего трагизм.

Подобные записи