Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Особенности композиции поэмы Гоголя «Мертвые души»

План сочинения — Особенности композиции поэмы Гоголя «Мертвые души»

Особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

I. Вступление

Композиция гоголевской поэмы, наверное, самая нетради­ционная и необычная в мировой литературе. Целью автора было создать образ жизни целой нации, а не только показать отдельные типические характеры. Для этого требовалась очень высокая степень обобщения, которой невозможно дос­тичь при стандартной композиции.

II. Главная часть

Композиция — это состав, взаимосвязь и взаимораспо­ложение частей произведения. Применять такое определение к поэме Гоголя чрезвычайно сложно, т.к. части произведения, как правило, логически совершенно не-связаны между собой. Гоголь не очень заботился о связности и последовательности повествования. Он создал свободную композицию, при кото­рой главным было не развитие сюжета, а изображение повсе­дневной жизни обывателя, т.е. «пошлость пошлого человека»:

а)  композиция сюжета. Последний очень своеобразен. Де­ло в том, что сюжет в поэме явно не один. Покупка «мертвых душ», «Повесть о капитане Копейкине», притча о Кифе Мо­киевиче и Мокии Кифовиче, предыстория Чичикова, судьбы беглых крестьян Плюшкина — все это лишь небольшая часть самостоятельных сюжетов. Они занимают большое место в поэме, но говорить о том, что какой-то сюжет главный, а какой-то второстепенный, не приходится. Для Гоголя все сюже­ты, даже самые маленькие, одинаково важны, т.к. все они яв­ляются частицами русской жизни;

б)  композиция системы персонажей. В поэме все время появляются персонажи, вообще не связанные ни с каким из сюжетов, т.е. композиция системы персонажей тоже очень своеобразна. Главные, второстепенные, эпизодические персо­нажи отличаются только по объему отведенного им текста, но не по авторскому интересу и вниманию к ним.

Многие персонажи никак не влияют на ход сюжета, ме помогают раскрыть характеры героев; они просто существую! в поэме сами по себе. Таковы, например, поручик из Рязани, который «заказал уже четыре пары <сапог> и постоянно при­меривал пятую» (седьмая глава), уездный чиновник, идущий по дороге домой, и вся его родня (шестая глава), мужики, рас­суждающие о колесе (первая глава)… Всех упомянуть невоз­можно просто потому, что их бесконечное множество.

Более того, в персонажах, которых часто называют главны­ми, «существует» не один человек. Так, Чичиков предстает то как «подлец», то как «преприятнейший человек», то как просто «приобретатель». О Собакевиче Гоголь рассуждает не только как о помещике, но и как о человеке, «попробовавшем слегка вер­хушки какой-нибудь науки». Даже в таком, казалось бы, неслож­ном персонаже, как Коробочка, скрыто целых три человека;

в)   композиция мира вещей тоже совершенно уникальна. Вещи не просто служат для характеристики героев, они могут существовать (и существуют) в поэме совершенно отдельно от людей. Например, портрет Багратиона в доме Собакевича, шарманка Ноздрева никак не характеризуют своих хозяев. Ог­ромное место занимают описания вещей в доме Плюшкина, на­крытого стола у полицмейстера (седьмая глава), непрерывной трапезы «господина средней руки» (четвертая глава). Следуя логике развития сюжета, без них можно было бы обойтись. Но Гоголю важна не динамика действия (что дальше случится), а вещи, мир (!) вещей сам по себе. И он не может пройти мимо любых, даже самых незначительных, явлений русской жизни;

г)  авторские отступления. Важнейшей особенностью ком­позиции поэмы является сочетание сюжетных и внесюжетных элементов (Ср.: план на тему «Особенности композиции ро­мана «Евгений Онегин»). Может быть, сюжет понадобился Гоголю лишь для того, чтобы поминутно уходить в сторону. Именно поэтому авторские отступления, которые относятся к внесюжетным элементам произведения, занимают в компози­ции поэмы такое большое место.

Они не всегда оторваны от сюжета. Например, после возвышенных авторских размышлений о юности следует описание деревни Плюшкина, где беспощадная старость уничтожила все человеческое. Тем самым создается резкий контраст между авторским идеалом и действительностью (шестая глава).

Однако большинство авторских отступлений не подчиня­ется классическим принципам композиции. Некоторые из них лишь формально связаны с сюжетом, например рассуждение о толстых и тонких (первая глава), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (одиннадцатая глава), рассказ о желудке «господина средней руки» (четвертая глава), рассуждения о дамах губернского города (восьмая глава). На самом же деле все эти авторские отступления существуют сами по себе, в них рассказываются свои истории, не двигающие сюжет и объясняющие не характеры героев, а русскую жизнь в целом.

Другие отступления вообще не связаны с сюжетом, на­пример авторские отступления о двух типах писателей (седь­мая глава).

III. Заключение

Композиция поэмы построена так, что каждый сюжет, ка­ждое отступление могло бы стать небольшим отдельным рас­сказом. Из таких маленьких кусочков Гоголю удалось, как в мозаике, собрать всеохватывающую картину русской жизни первой половины XIX века.