Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова

План сочинения — Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова

Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова

I. Вступление

«Его врагом была пошлость…» (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина — это, в понимании Чехова, от­сутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная де­градация, застой, эгоизм.

II. Главная часть

1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, он доволен собой и даже счастлив («Крыжовник», «Ионыч»), О таком «сытом», «ле­нивом» счастье Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждо­го довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с мо­лоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Самодовольство — главная психологическая черта мещанина.

2. Пошлость прикрывается зачастую видимостью «выс­ших» интересов («салон» Веры Иосифовны в рассказе «Ио­ныч», философствование Рагина в «Палате № 6», теории Гу­рова в «Даме с собачкой»), «Красивые» фразы чаще всего служат ширмой для мелких чувств, нежелания думать, эгоиз­ма (Рябовский в «Попрыгунье», Лида в «Доме с мезонином», отец Сисой в «Архиерее» и др.).

3. «Футлярная психология» как свойство мещанства. Страх перед всем, что может нарушить покой мещанина, осо­бенно перед проявлениями внешней и внутренней свободы («Человек в футляре», «Унтер Пришибеев»). Жизнь мещанст­ва — эта ущербная жизнь по принципу «как бы чего не вы­шло». Жизнь, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешен­ная вполне» («Человек в футляре»).

4. Как человек становится обывателем? Опасность этого процесса, по Чехову, в том, что он протекает постепенно и не­заметно. Предпосылкой обыкновенно является недостаток внутренней культуры, неумение, а часто и нежелание сопро­тивляться пошлости. Неприметно для себя человек утрачивает высокие цели и интересы и начинает жить очень удобной и приятной жизнью, ни о чем не беспокоясь и ни к чему, кроме сытости, довольства, богатства и т.п., не стремясь. Наиболее полно этот процесс прослежен Чеховым в рассказах «Учитель словесности» и «Ионыч».

III. Заключение

Пошлость и мещанство для Чехова — это наиболее сильный враг всего молодого, честного, творческого, оду­хотворенного. Враг этот страшен прежде всего тем, что си­дит в каждом человеке и незаметно превращает его в обы­вателя.