04 Мар 2015
Роль автора в структуре поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
- Друзья народа и свободы, выражавшие интересы и идеалы народные, представлены в эпопее не только Гришей Добросклоновым, но и автором-повествователем.
- Великое, разнообразное многоголосие поэмы. Автор-повествователь не говорит ни слова о себе. Он сопровождает странников в роли провидца, которому все ведомо. Он глубоко проник в народное миросозерцание. Соответствие авторского повествования народному миросозерцанию достигается тем, что стиль, тон и пафос его согласуются с духом народного творчества, с тоном и ладом фольклора и постоянно им проверяются.
- Глубокая, плодотворная связь авторского художественного видения с народным миросозерцанием проявляется также и в том, что автор- повествователь рассказывает не только о действиях семерых путников. Он говорит об их думах, об их восприятии мира. Автор эпопеи настраивает свою лиру на тональность произведений народного творчества. Это ценное и трудное умение вырабатывалось Н. А. Некрасовым на протяжении всего творческого пути.
- Авторское повествование включает косвенную речь, пословицы, поговорки — и все это приспособлено к контексту. Народное миросозерцание проникает в авторское художественное повествование.
- Роль авторского текста не исчерпывается бесстрастной информацией о том, что делают, что видят и думают искатели счастливого. Отношение к персонажам, к событиям выражается тоном повествования. Порой поэт-повествователь уступает место поэту-лирику.
- Образ поэта в эпопее близок к образу лирического героя в «Последних песнях».
- Художественное видение автора глубоко народно. Оно опирается на народное миросозерцание, но не ограничивается фольклорными источниками, а является синтезом мироощущения лучших крестьян с мировоззрением революционных демократов, провозвестников передовых идей 60—70-х годов XIX века. С наибольшей очевидностью это проявляется в главе «Пир — на весь мир», в художественных обобщениях о народе, Родине, об их прошлом и будущем.