02 Мар 2015
Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
I. Вступление
Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина.
II. Главная часть
- Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени.
- Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пересмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы новые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном неудачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума».
- В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представления о том, к чему эту свободу применить. Для него не существует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему доставляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонтовым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.
- Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на страницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпатию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистические» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испытывает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над своим высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным сипам». Все это делает Печорина характером трагическим, незаурядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.
III. Заключение
Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву.