Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина

План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина

Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина

I. Вступление

  1. Сатира как «уничтожение смехом» (подробнее см. Сло­варик).
  2. Своеобразие сатиры того или иного писателя определя­ется объектом сатиры и художественными средствами сатири­ческого изображения.

II. Главная часть

1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию классов и сословий. Его сатира носила социально-полити­ческий характер. Конкретными адресатами его сатиры были в первую очередь самодержавие, дворянство, народ:

а)   самодержавие. Это один из главных объектов сатиры Щедрина. В самодержавии сатирик видел крайнее выражение отживших, реакционных социально-политических отношений России. Самодержавный строй враждебен всякой свободе, просвещению, его характеризует бессмысленная жестокость, тупость, инстинктивное тяготение ко всякого рода «злодействиям» (сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «История одного города»);

б)   дворянство. Щедрин показывал дворянство как отжив­ший класс, не имеющий никаких исторических перспектив, социально и нравственно вырождающийся. В произведениях Щедрина мы находим разные дворянские типы: поместное дворянство («Дикий помещик»), служилое дворянство («По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), ли­беральное дворянство («Коняга», «Либерал», «Премудрый пескарь») Наиболее же развернутое изображение дворянства, обреченного на нравственное и физическое вырождение. Щедрин дал в романе «Господа Головлевы»;

в)   народ. При всем глубоком сочувствии народу как един­ственному достойному уважения сословию Щедрин видел и отрицательные его стороны, сложившиеся исторически: низ­кий уровень самосознания, полную покорность «властите­лям», рабскую психологию. Поэтому и народ (в первую оче­редь мужик) также подвергается сатирическому осмеянию в таких произведениях Щедрина, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Богатырь» и в особенности в «Истории одного города».

2. Основными средствами сатирического изображения у Щедрина были гипербола, фантастика и гротеск (см. Словарик):

а)   гипербола — художественное преувеличение, доходя­щее до неправдоподобия. Применяется в сказках «Дикий по­мещик», «Богатырь», в романе «Господа Головлевы», в котором отрицательные черты дворянства («пустомысли», пустоутробие и запой») усилены до крайних пределов;

б) фантастика-безусловное неправдоподобие., изображение того, чего в жизни не бывает. Используется в сказках «Повесть о том, как один Мужик двух генералов прокормил», «Дикий поме­щик», в «Истории одного города» и других произведениях;

в)   гротеск — соединение фантастического с реальным часто предельно конкретным и бытовым. Так, в сказке «Мед­ведь на воеводстве» Топтыгин собирается разорять типографии и университеты, в сказке «Здравомысленный заяц» заяц читает «статистические таблицы, министерством внутренних дел издаваемые»; в «Истории одного города» у градоначаль­ников, которые вполне исправно исполняли свою должность, оказывается у одного фаршированная голова, а у другого — вовсе «музыкальная машинка» вместо головы.

3. Формы сатирического изображения позволяли Щедри­ну, во-первых, усилить и заострить отрицательные стороны изображаемых явлений, и во-вторых, сделать сатиру более смешной, едкой, даже издевательской.

III. Заключение

Как писатель-сатирик Щедрин во многом наследовал тра­диции Грибоедова, Гоголя и других русских сатириков, но в то же время был исключительно самобытен и сам создавал традицию, на которую опирались впоследствии такие русские сатирики, как А. Аверченко, В. Маяковский, М. Зощенко и др