Тема одиночества в поэтическом творчестве Марины Цветаевой
- Абсолютное одиночество как характерное состояние Цветаевой-поэта, рожденное постоянным противостоянием с окружающим миром и внутренним конфликтом между бытом и бытием.
- Характерные ипостаси одиночества в поэтическом творчестве Цветаевой:
1) одиночество несбывшейся любви или дружбы, трагическая ситуация «разрозненной пары» — «Двое» (1924), «Жизни» (1924), «Поэма Горы» (1924), «Поэма Конца» (1924) и др.;
2) одиночество творческой личности, погруженной в себя и лишенной собеседника «в поколеньи» (традиции Б. А. Баратынского), зов которой адресуется будущим поколениям — «Роландов Рог» (1921), «Хвала времени» (1923) и др.;
3) «Я повествую о своем сиротстве…» Символическое звучание темы одиночества в лирической ситуации сиротства, и ученичество как его (одиночества) «верховный час» — циклы «Ученик» (1921), «Деревья» (1922—1923), «Стихи сироте» (1936);
4) одиночество и бездомность в родном городе, их отражение в лирике и письмах поэтессы.
3. Тема одиночества в творчестве как логическое отражение жизненной ситуации поэтессы.