Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

План сочинения — Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Тол­стой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В «Войне и мире» их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской пози­ции в романе, — это Наташа Ростова, княжна Марья, Элен.

II. Главная часть

1. Наташа Ростова. Это, безусловно, самая любимая ге­роиня Толстого, во многом выражающая его идеал женщины. «Сущность ее жизни была любовь», — говорит про нее автор. Это не только любовь к князю Андрею или Пьеру, но любовь ко всем людям: к матери, брату, Соне, к совершенно незнако­мым ей раненым, для которых она решительно освобождает подводы от разного домашнего скарба, и т.д. Это прежде всего христианская любовь. Другая важнейшая черта Наташи — ис­кренность и естественность в любой ситуации, будь то ее пер­вый бал, святочное гулянье, охота, объяснение с Денисовым или с князем Андреем и т.п. Не случайно Толстой и знакомит читателя с Наташей в тот момент, когда она так непосредст­венно врывается в гостиную, нарушая все правила этикета.

Наташа, как и пушкинская Татьяна, — «русская душою, сама не зная почему», и это качество очень дорого Толстому, пото­му что благодаря этому Наташа оказывается сопричастной на­родной правде, национальным истокам (пляска Наташи в доме дядюшки, ее молитва, ночь в Отрадном). На первый взгляд иногда кажется, что в эпилоге Толстой изобразил совсем дру­гую Наташу, «приземленную», ограниченную семейным кру­гом, но на самом деле Наташа остается для Толстого все той же, естественной, и ее образ в эпилоге так же выражает тол­стовский нравственный идеал.

2. Во многом близка Наташе и княжна Марья. Как поло­жительные стороны ее характера, с точки зрения Толстого, можно отметить любовь, абсолютное отсутствие эгоизма, веру в Бога, стремление помогать людям. В ее жизни было совсем немного событий, но ее внутренняя жизнь очень интенсивна. Суть ee состоит в идее христианского служения людям и са­мопожертвовании. Сколько мы видим княжну Марью в рома­не, она всегда живет ради других: ради отца, брата, маленько­го Николушки, ради своих крестьян, ради «божьих людей» и т.д. От собственного счастья она готова всегда отказаться, хо­тя иногда и не без горечи и внутренней борьбы (ее размышле­ния о том, что если князь Андрей женится на Наташе, то ей уже нельзя будет выйти за Николая).

3. Полной противоположностью Наташе и княжне Марье является Элен. В ней Толстой как будто нарочно собрал все, что он не принимал в женщинах. Главное, Элен извращает саму идею любви: в ней она или грубо похотлива или — чаще — хо­лодно-расчетлива (отношения с Пьером, проблема, за кого лучше выйти замуж, и т.п.) В Элен нет ни капли естественно­сти, ее поведение всегда преследует совершенно определенные цели. Конечно, не приходится говорить и о христианских чув­ствах, о возможности самопожертвования и т.п. «Где вы — там разврат, зло», — говорит о ней Пьер.

В Элен нет именно того, что Толстой считал главным, — «простоты, добра и правды». В отличие от Наташи и княжны Марьи Элен очень красива, но красива холодной, бездушной красотой; у нее не может быть таких глаз, как у Наташи («жи­вые, веселые») или княжны Марьи («лучистые»).

III. Заключение

Женские образы в «Войне и мире» позволяют Толстому еще раз поставить главный для него вопрос: что хорошо, а что дурно? — и утвердить свои нравственные идеалы.