Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».)
«Мцыри» (1839) — наиболее совершенное и законченное произведение среди романтических поэм Лермонтова. В страстной душе героя сильны отрицающие, протестующие начала. Его бегство из монастыря — это попытка преодолеть одиночество. В этом своеобразие романтической конфликтной ситуации поэмы. Ведь откровенных врагов среди людей у героя нет, монахи по-своему заботятся о его благополучии, физическом и духовном. Протестует Мцыри против самих основ мира, где нет свободы. Монастырь-убе- жище превращается для него в тюрьму. Наоборот, родина, которую он едва помнит, для него «чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы». Краткое путешествие Мцыри стало приобщением к миру свободы, где есть красота, где возможна любовь (эпизод с грузинкой). Успели проявиться и недюжинные силы героя. Особенно важна сцена битвы с барсом, написанная по мотивам старинной грузинской песни. Мцыри убеждается, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Трагичность романтического конфликта в его принципиальной неразрешимости. Все страсти, надежды и разочарования герой переживает, в сущности, у стен монастыря, не в силах разорвать мистической связи: «Вернулся я к тюрьме моей…»
Песня рыбки, которую слышит герой в полубреду, дает единственно возможное для романтической души утешение в забвении, снах, грезах: «Пройдут года, пройдут века / Под говор чудных снов».
Соединение с ветром, деревьями, солнцем, небом — об этом просит умирающий Мцыри, это для него единственный способ примирения с миром, где невозможно счастье.