02 Мар 2015
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- Сопоставьте роман М. Шолохова «Тихий Дон» с известными вам произведениями 20-х годов о гражданской войне («Железный поток»А. Серафимовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева и др.). В чем, на ваш взгляд, проявляется своеобразие шолоховского видения мира и человека?
- Какую роль играют женские образы в романе «Тихий Дон»? Расскажите подробнее об одной из героинь произведения. Покажите, какое отношение имеет этот персонаж к судьбам главных героев, к событиям и проблемам, отраженным в романе.
- Приведите примеры пейзажных зарисовок в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Покажите, как писателю удается запечатлеть окружающий человека мир в его изменении, в красках, запахах, звуках. Какую роль играет пейзаж в раскрытии характеров героев, выражении авторской позиции?
- Выпишите из текста романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина» примеры диалектизмов, пословиц и поговорок, сравнений, эпитетов, используемых в речи героев и автора, объясните причину их использования. Дайте подробную речевую характеристику одного из героев каждого романа.
- Выпишите определения понятий «трагическое» и «комическое». Покажите на конкретных примерах взаимодействие и роль этих двух начал в шолоховских произведениях.
- Приведите примеры обращения Шолохова к реальным историческим фактам, лицам, документам. Какова функция документального начала в романах писателя? Какое влияние оказывает история на судьбу каждого героя произведения и как, в свою очередь, герой откликается на происходящие события? Покажите на конкретных примерах.
- Дайте конкретную характеристику одного из персонажей романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
- Прочитайте два-три произведения разных лет, в которых отражаются события коллективизации; сопоставьте их с романом Шолохова «Поднятая целина». Сделайте вывод о полноте и глубине изображения конфликтов времени, своеобразии авторской позиции, художественном мастерстве писателей. Как эти книги дополняют друг друга в создании более точной, объемной картины времени и судьбы человека?
- Познакомьтесь с материалами дискуссий о романах Шолохова (литература дана в тексте главы). Подготовьте краткий ответ на вопрос об основных проблемах современного шолоховедения.
- Сопоставьте рассказ М. Шолохова «Судьба человека» с рассказом Э.Хемингуэя «Старик и море». Как понимают сущность человеческой личности оба писателя? Какова роль трагического начала в произведениях?
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
- «Очарование человека» в произведениях М. Шолохова.
- Судьба народа в творчестве Шолохова (произведения по выбору).
- «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.
- Как выражается мнение народное в произведениях М. Шолохова?
- Нравственные идеалы народа в произведениях М. Шолохова.
- Образ родной земли в произведениях М. Шолохова.
- Мастерство Шолохова-пейзажиста.
- Как отразились в романе… (по выбору) надежды и тревоги автора?
- Роман Шолохова «Поднятая целина» и современные произведения о коллективизации.
- Трагическое и комическое в произведениях М. Шолохова.
- Художественные открытия Михаила Шолохова.