Вы здесь: Главная > Сочинения по русской литературе > «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (По роману Толстого «Война и мир»)

«Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (По роману Толстого «Война и мир»)

Что такое красота? И что такое правда? По определению, которое дает нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное» (одно из значений). А правда (все по тому же источнику) — «то, что соответствует действительности, истина». Всегда ли правда красива, а красота правдива? Мне кажется, Л.Н. Толстой дает ответ на этот вопрос в своем романе «Война и мир», в котором он показывает два ярких образа: Наташу Ростову и Элен Курагину.

Первая всеми своими чувствами, поступками, жизнью доказывает, что правда красива, а вторая подтверждает мысль, что внешняя красота  без внутренней гармонии ложна.

Л.Н. Толстой подробно описывает портрет тринадцатилетней девочки: «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая, с своими открытыми детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега»; он подчеркивает тонкость ее оголенных рук. Маленькая графиня звонко и громко смеется, ее совсем не беспокоит мнение окружающих. Этот «гадкий утенок» заставляет восхищаться собой, потому что все в ней искренне, лишено притворства.

Совсем другое дело Элен — дочь князя Василия Курагина — блестящая петербургская красавица. Говоря о ней, автор часто употребляет эпитеты: «величавая», «сияющая», «спокойная», «красивая», «мраморная». Ее черные глаза, полные плечи, красивые руки, великолепный стан заставляют любоваться окружающих, а «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она вся сияет подобно бриллиантам на ее шее. Элен не представляет себя без светского общества, она придерживается принципа: «влияние в свете есть капитал, который нужно беречь, чтобы он не исчез».

Наташа излучает внутреннее тепло, которым готова в любую минуту согреть окружающих. Она дарит всем «жаркие лучи любви». Состояние души героини Л.Н. Толстой  передает через описание ее глаз. Они у Наташи «любопытные», «лучистые», «сияющие», «насмешливые», «ласковые». О выражении глаз «мраморной» красавицы Элен мы ничего не знаем.

Ростова интуитивно угадывает людей, она «более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», обладает необыкновенным голосом, способным растрогать каждого. Занимаясь танцами, является одной из лучших учениц, которой присуща необыкновенная грациозность. Элен же холодна и безразлична к окружающим. Она прекрасно владеет искусством держать себя, ее отличает «спокойное уменье быть молчаливо – достойной в свете».

Судьбы героинь складываются по-разному. Наташа пройдет через многие испытания: встречу с Андреем, оскорбление, нанесенное старым князем, увлечение Анатолем Курагиным, смерть Болконского. Настоящую любовь она испытает лишь к Пьеру, с которым ее связывает полное взаимопонимание.

В конце романа перед нами уже не прежняя легкомысленная девочка, а заботливая жена и мать четверых детей. Черты ее лица «имели выражение спокойной мягкости и ясности». В Наташе была видна «одна сильная, красивая и плодовитая самка». В обществе видевшие ее остались недовольны, но Ростова была счастлива.

Судьба Элен, на мой взгляд, сложилась трагично. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она превратила их семейную жизнь в кошмар. Она ненавидит мужа, унижает его, причиняет боль. Однажды Элен «презрительно засмеялась и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей». Обнаруживается ее ограниченность ума, грубость, вульгарность, развращенность.

После разрыва с Пьером она получит большую часть его состояния, будет жить то в Петербурге, то за границей, где  удостоится восхищения Наполеона. За ней утвердится «репутация женщины прелестной и умной»: «быть принятой в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума», несмотря на то, что хозяйка говорит пошлости и глупости, все восхищаются Еленой Васильевной Безуховой. Ее жизнь пуста и бессмысленна, а внезапная смерть вызывает лишь удивление.

Таким образом, Наташа олицетворяет собой красоту истинную, то есть правдивую, а Элен — ложную, искусственную. Величие «мраморной» красавицы оказывается лишь холодным блеском, тогда как духовная красота Наташи делает счастливыми окружающих ее людей. Я считаю, что правда должна быть красива, а красота правдива, и тогда человеческая жизнь наполнится гармонией и смыслом.