Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > «Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман

«Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман

 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как философско-психологический роман

I. Вступление

Общее определение романа как жанра, в котором в центре внимания писателя находится человеческая личность. (Под­робнее см. Словарик.)

II. Главная часть

  1. Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы (добра и зла, совести, смысла жизни и т.п.), а формой постановки и решения этих проблем является подроб­ное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. (Подробнее см. Словарик, ст. Психологизм.)
  2. Философская проблематика романа «Преступление и наказание» в первую очередь связана с Раскольниковым, его «теорией» и осуществлением ее на практике. Основные черты философии Раскольникова: деление человечества на два раз­ряда, разрешение «крови по совести», утверждение мысли ч> том, что благая цель оправдывает преступные средства. (Под­робнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
  3. Раскрытие этой проблематики дается прежде всего с помощью детального и глубокого изображения чувств, мыс­лей и переживаний Раскольникова. Его внутренний мир в высшей степени противоречив, а переживания мучительны. «Натура» и совесть постоянно борются в нем с рационалисти­ческой, рассудочной теорией. Всем ходом нравственно­психологического развития героя Достоевский стремится убе­дить читателя, что «кровь по совести» — невыносимый груз для души человека, а следовательно, вся философия Расколь­никова несостоятельна.

4. Философская проблематика раскрывается и в многочис­ленных диалогах, из которых наиболее важными являются диалоги Раскольникова с Соней, Порфирием Петровичем и Свидригайловым. Эти диалоги тоже психологически насыще­ны, поскольку в высказываниях персонажей проявляется их внутренний мир: за всяким словом стоит глубокая мысль, чув­ство, переживание. Эти диалоги являются своеобразной фор­мой поиска героем истины.

5. Те же или сходные философские проблемы ставятся Достоевским и на примере других персонажей, среди кото­рых наиболее важны Соня и Свидригайлов. Внутренний мир этих персонажей также показан Достоевским глубоко и под­робно.

III. Заключение

Исследование глубин человеческой психики и психологии дает возможность Достоевскому художественно воплотить свои главные философские идеи: отрицание «крови по совес­ти», неприятие принципа «цель оправдывает средства», ут­верждение абсолютной ценности каждой человеческой жизни, веру в страдание и сострадание.

Подобные записи