«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как философско-психологический роман
I. Вступление
Общее определение романа как жанра, в котором в центре внимания писателя находится человеческая личность. (Подробнее см. Словарик.)
II. Главная часть
- Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы (добра и зла, совести, смысла жизни и т.п.), а формой постановки и решения этих проблем является подробное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. (Подробнее см. Словарик, ст. Психологизм.)
- Философская проблематика романа «Преступление и наказание» в первую очередь связана с Раскольниковым, его «теорией» и осуществлением ее на практике. Основные черты философии Раскольникова: деление человечества на два разряда, разрешение «крови по совести», утверждение мысли ч> том, что благая цель оправдывает преступные средства. (Подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
- Раскрытие этой проблематики дается прежде всего с помощью детального и глубокого изображения чувств, мыслей и переживаний Раскольникова. Его внутренний мир в высшей степени противоречив, а переживания мучительны. «Натура» и совесть постоянно борются в нем с рационалистической, рассудочной теорией. Всем ходом нравственнопсихологического развития героя Достоевский стремится убедить читателя, что «кровь по совести» — невыносимый груз для души человека, а следовательно, вся философия Раскольникова несостоятельна.
4. Философская проблематика раскрывается и в многочисленных диалогах, из которых наиболее важными являются диалоги Раскольникова с Соней, Порфирием Петровичем и Свидригайловым. Эти диалоги тоже психологически насыщены, поскольку в высказываниях персонажей проявляется их внутренний мир: за всяким словом стоит глубокая мысль, чувство, переживание. Эти диалоги являются своеобразной формой поиска героем истины.
5. Те же или сходные философские проблемы ставятся Достоевским и на примере других персонажей, среди которых наиболее важны Соня и Свидригайлов. Внутренний мир этих персонажей также показан Достоевским глубоко и подробно.
III. Заключение
Исследование глубин человеческой психики и психологии дает возможность Достоевскому художественно воплотить свои главные философские идеи: отрицание «крови по совести», неприятие принципа «цель оправдывает средства», утверждение абсолютной ценности каждой человеческой жизни, веру в страдание и сострадание.