Прозаседавшиеся (1922)
РњРЅРѕРіРёРµ сатирические произведения Владимира Маяковского были направлены РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ Р±СЋСЂРѕВкратизмом. Р’ первые РіРѕРґС‹ советской власти резко разросся бюрократический аппарат, появились учреждения, погрязшие РІ заседаниях, имитирующие кипучую деятельность Рё далёкие РѕС‚ истинных нужд народа. РџРѕСЌС‚, конечно, РЅРµ РјРѕРі пропустить такой жиВвотрепещущей темы.
Р’ стихотворении «Прозаседавшиеся» главный перВсонаж, РѕС‚ чьего лица ведётся рассказ, — обычный чеВловек, который тщетно обивает РїРѕСЂРѕРіРё государственВРЅРѕРіРѕ учреждения РІ надежде получить аудиенцию Сѓ «товарища Рван Ваныча», РЅРѕ никак РЅРµ может застать его РЅР° месте — неуловимый Рван Ваныч постоянно находится РЅР° каких-то заседаниях.
Сатирический эффект нарастает постепенно. Р’ начале стихотворения читатель узнаёт, что каждое утро наш герой РІРёРґРёС‚, как «расходится народ РІ учрежденья». Настораживает РїРѕРєР° только перечень этих учреждений: «глав», «ком», «полит», «проВсвет» (Маяковский разбил реально существующий Главкомполитпросвет РЅР° четыре организации).
Сатирическое звучание второго предложения уже РЅРµ вызывает сомнения: «Обдают дождём дела Р±СѓВмажные…В». Для Маяковского бюрократизм, прежде всего, означал слепую власть бумажки, циркуляра, инструкции, которые только мешают живому делу. Рђ образ «бумажного дождя» будет продолжен поэтом РІ целом СЂСЏРґРµ последующих произведений. Р’ этом же стихотворении Маяковского интересует РґСЂСѓРіРѕРµ — Р·Р°Вседательский раж бюрократов.
РЎРЅРѕРІР° Рё СЃРЅРѕРІР° взбирался РЅР° «верхний этаж семиВэтажного дома» несчастный проситель, РЅРѕ так Рё РЅРµ СЃРјРѕРі застать Рвана Ваныча, Рё каждый раз слышал РѕРґРёРЅ Рё тот же ответ: «На заседании». РќРѕ главное даже РЅРµ РІ бесконечных заседаниях, Р° РІ том, чем РЅР° таких заседаниях занимаются РІ служебное время чиновники.
Сначала было заседание «объединения Тео Рё ГуВкона». Автор придумал это объединение, соединив Театральное объединение СЃ Главным управлением конезаводов, чтобы показать абсурдность РїСЂРѕРёСЃВходящего. Что Сѓ этих объединений может быть общего, Рѕ чём РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ совещаться? Только для сатирического эффекта можно придумать такое. РќРѕ Маяковский опирался РЅР° реальный факт: РІ 1921 РіРѕРґСѓ бывший заведующий Тео режиссёр РЎ. Рќ. Кель был назначен РЅР° работу РІ Гукон начальником отдела коннозаводства.
Количество заседаний РІ стихотворении, конечно, преувеличено, Р° РІРѕС‚ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые обсуждаются РЅР° подобных заседаниях — СЏРІРЅРѕРµ преуменьшение («покупка склянки чернил», Рє примеру). РпреувелиВчение, Рё преуменьшение — распространённые средВства выразительности РІ творчестве Маяковского.
Сатирическое звучание усиливается, РєРѕРіРґР°, уже «на ночь глядя», проситель РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ учреждение Рё узнаёт, что таинственный Рван Ваныч РЅР° этот раз «на заседании Р°-Р±Рµ-РІРµ-РіРµ-РґРµ-Рµ-же-Р·Рµ-кома». Р’ этой абракадабре автор СЏРІРЅРѕ высмеивает любовь Рє сложВным аббревиатурам, характерным для двадцатых РіРѕРґРѕРІ XX века.
Р’СЃРµ четыре СЌРїРёР·РѕРґР° РїРѕРёСЃРєРѕРІ Рван Ваныча — это только лишь своеобразный подступ Рє центральному событию произведения. Бедняга-посетитель, «дикие проклятья РґРѕСЂРѕРіРѕР№ изрыгая», врывается, доведённый РґРѕ белого каления, РЅР° заседание Рё РІРёРґРёС‚: «сидят людей половины». Рто кульминация знаменитого стихотворения «Прозаседавшиеся». Сатирический эффект усиливается Рё тем, что «взъярённому» РіРµВСЂРѕСЋ, пришедшему РІ ужас РѕС‚ «страшной картины», противостоит «спокойнейший голосок» секретаря, который объясняет: для того, чтобы успеть РЅР° двадВцать заседаний РІ день, «Поневоле приходится разВдвояться. / До РїРѕСЏСЃР° здесь, / Р° остальное / там». РќРѕ как РЅРё фантастична Рё как РЅРё смешна эта сцена, РѕРЅР° лишь фиксирует грустную реальность — Р±СЋСЂРѕРєСЂР°Втическую действительность. Рзлюбленный приём Маяковского — реализация метафор. Р’ этом стихоВтворении РјС‹ РІРёРґРёРј реализацию фразеологического оборота: «Не РјРѕРіСѓ разорваться напополам».
Р’ стихотворении нет конкретного образа Р±СЋСЂРѕРєСЂР°Вта — Рван Ваныч абсолютно безлик, РЅРѕ есть обобщёнВный портрет бесконечно Рё бессмысленно заседающих чиновников. Рђ главная мысль сатирического РїСЂРѕВизведения сформулирована автором как афоризм: «О, хотя Р±С‹ / ещё / РѕРґРЅРѕ заседание / относительно искоренения всех заседаний!В». Р’ этой фразе СЏРІРЅРѕ звучит авторская РёСЂРѕРЅРёСЏ. Р, Рє сожалению, мечта поэта РїРѕРєР° РЅРµ сбылась.
Как обычно РІ своём творчестве, РІ этом стихотвоВрении Маяковский использует новые рифмы Рё СЂРёС‚ВРјС‹. РћРЅРё нужны ему для наиболее выразительного эффекта. РџРѕСЌС‚ пытался отобразить стремительно меняющуюся жизнь, которая РЅРµ вмещалась РІ РїСЂРёВвычные схемы Рё образы. РћРЅ считал, что использоваВРЅРёРµ обыкновенных художественных средств обедняет произведение Рё недостаточно хорошо подчёркивает те явления, которые ему хотелось показать СЃРІРѕРёРј читателям.
Стихотворение «Прозаседавшиеся» создано на основе приёма «абсурдного гиперболизма» (термин введён в литературу Маяковским) — это беспощадная ирония, переходящая в открытое преувеличение. С помощью собственных выразительных средств поэт-сатирик достигает эффекта, выбивая читателей и слушателей из привычного ассоциативного ряда и заставляя воспринимать давно знакомые явления в совершенно неожиданном ракурсе.
Нет, наверное, такого отрицательного явления РІ жизни, против которого РЅРµ боролся Р±С‹ Маяковский. РџРѕСЌС‚ признавался: «У меня большой Р·СѓРґ РЅР° писание сатирических вещей В». Р’ последние РіРѕРґС‹ своей поэтиВческой деятельности РѕРЅ создал СЂСЏРґ классических произведений сатирического характера СЃ говорящиВРјРё названиями: «Трус», «Подлиза», «Плюшкин», «Ханжа», «Сплетник», «Халтурщик».
Неологизм Владимира Маяковского прозаседавВшиеся прочно вошёл РІ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ разговорную речь.