А. Фадеев в романе «Разгром» (1927 г.) впервые в советской литературе основное внимание сосредоточил на изображении внутреннего мира вымышленных героев — рядовых участников революции и гражданской войны. Решению этой задачи подчинено в романе все — от выбора ситуации, особенностей построения произведения до приемов психологического анализа.
Рассказывая о партизанском движении на Дальнем Востоке в годы гражданской войны, Фадеев выбирает ситуацию трагическую, обозначенную в заглавии произведения: речь идет о разгроме партизанского отряда. В этих испытаниях наиболее ярко раскрываются характеры героев, происходит, по словам автора, «огромнейшая переделка людей».
Первые восемь глав представляют собой развернутое введение. Ряд глав назван именами главных героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон». Художник сознательно замедляет действие, чтобы рассказать об истории основных персонажей, охарактеризовать взаимоотношения между ними и подготовить читателя к пониманию закономерности поведения действующих лиц во время напряженных боев. Фадеев внимателен к мыслям и чувствам своих героев, он постоянно показывает, как они воспринимают события. В изображении психологии действующих лиц писатель опирается на традиции русской классической литературы, прежде всего Л.Н. Толстого. Фадеев следует принципам своего великого предшественника в те годы, когда яростно отрицалась литература прошлого, а внимание к внутреннему миру человека называлось не иначе как «психоложество». В традициях Толстого — изображение «широкого народного моря, взволновавшегося до самых глубин», принципы психологического анализа (портретные и пейзажные детали, внутренние монологи, позволяющие обнажить тайные пружины действий героев, их мысли и чувства, например, в главах «Левинсон», «Груз», «Девятнадцать»). Внутренние монологи показывают отклик героев на события, психологическую мотивировку их поступков. Они тесно связаны с действиями персонажей, их биографиями, нередко включают в себя элементы авторского комментария.
Раскрывая напряженность исторических, нравственных, психологических конфликтов, Фадеев использует принцип антитезы. В противопоставлении Левинсона и Морозки, Левинсона и Мечика показано значение убежденности, сознательности в становлении личности. Столкновение Морозки и Мечика с самого начала выявляет превосходство безошибочного, по мнению Фадеева, «классового чутья» пролетария над колебаниями «чистенького» интеллигента, которому нужна не сама революция, а он в ней. В романе, как мы можем убедиться, явно преобладает классовый принцип оценки человека, и в этом сказывается историческая ограниченность взглядов писателя.
Основное внимание Фадеев уделяет нравственно-психологическому формированию личности, участвующей в борьбе за новую жизнь. С наибольшей полнотой процесс духовного мужания человека в суровых испытаниях раскрыт на примере шахтера Ивана Морозова, прозванного Морозной. Двенадцать из семнадцати глав так или иначе связаны с последовательным изображением перемен в чувствах и мыслях бывшего шахтера, и особую роль в этом процессе играет командир отряда Левинсон. Итогом короткого жизненного пути Морозки стал его подвиг — спасение товарищей ценою собственной жизни.
Противоположный результат воплощен в рассказе об истории Павла Мечика. Пришедший в революцию с романтическими мечтами и надеждами, он не выдерживает испытания суровыми реалиями боевой жизни. Фадеев трактует каждый поступок Мечика как выражение слабости, эгоизма, отсутствие твердого нравственного стержня. Эти черты, все яснее обнаруживающиеся в Мечике, в конце концов приводят его к предательству. Автор последователен в развенчивании Мечика, для него это изначально «человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны». Всем ходом романа Фадеев стремится доказать свою точку зрения. В изображении героя-интеллигента очевиден прямолинейно-обличительный уклон, отсутствует стремление к раскрытию личности сложной, противоречивой, которое будет характерно — при всех различиях авторских позиций — для произведений современников Фадеева, рассказывающих о пути интеллигенции в революции (назовем книги В. Вересаева «В тупике», М. Булгакова «Белая гвардия», А. Толстого «Хождение по мукам», М. Горького «Жизнь Клима Самгина», позднее «Доктор Живаго» Б. Пастернака).