Символом чистоты помыслов, высоты духа становится образ зажженной Богом звезды в стихотворении «Послушайте!». Здесь — продолжение все того же разговора о смысле жизни, о сути поэтического творчества, но решенного иначе, не в форме вызова, а в форме призыва к совместному размышлению:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
В основе стихотворения — образ мятущейся души героя. Это состояние передано через нагнетание глаголов («врывается», «боится», «плачет», «просит», «клянется»), через задыхающуюся — почти без пауз — интонацию.
Только обретение идеала, высокой цели может дать успокоение, дать силы для преодоления трудностей, помочь не одному, а многим («А после/ ходит тревожный,/ но спокойный наружно./ Говорит кому-то:/«Ведь теперь тебе ничего?/ Не страшно?/ Да?!»). Эта мысль о необходимости идеала, мечты, надежды подчеркнута и кольцевой композицией, причем в конце стихотворения предположение приближается к уверенности («Значит — это необходимо,/ чтобы каждый вечер/ над крышами/ загоралась хоть одна звезда?!»).
В этом стихотворении видна удивительная для Маяковского-богоборца ориентация на общечеловеческую мораль, на христианские ценности — страдание и сострадание, готовность к самопожертвованию, стремление к идеалу, сочетающиеся в других его произведениях с мотивами социальными, которые усиливаются по мере обострения конфликта лирического героя с миром. Сливаются воедино раны сердца лирического героя и страдания «улицы безъязыкой», голосом которой стал поэт («я вам открою/ словами / простыми, как мычанье,/ наши новые души»). Стихи Маяковского ««крашены» тревожным кровавым цветом («окровавленный сердца лоскут», «вам я душу вытащу… и окровавленную дам, как знамя»), наполнены гиперболизированными образами боли, муки, крика («крик торчком стоял из горла», «я — где боль, везде»). Трагедия вырастает до масштабов вселенских. Выход из этого катастрофического состояния мира видится в революции («Выкрепло сознание близкой революции», — скажет сам Маяковский). Закономерно возникает не просто предчувствие («в терновом венце революций / грядет шестнадцатый год»), а призыв к революционным переменам, способным изменить «уродец век». В поэме «Облако в штанах» прозвучит знаменитое четырехкратное «долой!»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Это был бунт против самих основ мироустройства.
Естественно поэтому, что для Маяковского в октябре 1917 г. не было вопроса, «принимать или не принимать» революцию.