Жанровая картина “Итальянский полдень” написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1823 году в Италии. Другое название картины- “Итальянка, снимающая виноград”.
Живописцу на момент написания картины исполнилось 24 года. Картина пропитана счастливым и беззаботным настроением, царившим в жизни итальянцев, окружающих художника.
Композиция “Итальянского дня” предельно проста, ее центром служит одна фигура- молодой, пышащей жизнью, простой итальянской крестьянки. Занимаясь сбором винограда, героиня полотна наслаждается ярким солнечным днем и ароматами созревших ягод винограда.
Пятна света, играющие на коже молодой пышной красавицы, и сами подобны грозди винограда. Светотень настолько сложна и настолько естественна, что создается натуральное ощущение жизни. Рефлексы от красного платка и прикрытые тенью плечи героини написаны очень проникновенно. Сочностью и юностью наполнен каждый сантиметр картины.
Картина была написана с натуры, при естественном освещении, в обычном виноградном саду Италии. Натурщицей выступила простая молодая девушка. В своих записках о героине картины отзывался Гоголь. Он назвал крестьянку роскошной страстной особой, от которой исходит сверкание и могущество.
Молодая женщина действительно походит на виноградную ягоду, созревшую и хранящую в себе богатство вкуса и силу жизни.
Между тем, современникам Брюллов картина показалась слишком незамысловатой и простой, а юная крестьянка- не достаточно грациозной и не соответствующей классическим стандартам. Картину настолько порицали, что художника даже лишили за нее стипендии “Общества поощрения художников” в 1827 году, в которое он ранее был приглашен из России.
Сюжет картины не был ни библейским, ни мифическим. Художник отстаивал точку зрения, что именно в естественности, простоте, повседневности и заключается красота и гармоничность человеческой личности и самой жизни. Брюллов стоически отстаивал свою позицию.
Интересно, что отрицая художественную ценность картины, Общество поощрения художников все же преподнесло это произведение в качестве дара императрице Александре Федоровне. Долго время картина висела в ее личных покоях в Зимнем дворце.
Император Николай I считал, что данная картина служит прекрасной парой к “Итальянскому утру”, так же находящемуся в императорской коллекции.