Стоит отметить, что великий русский художник Михаил Врубель является сам по себе достаточно сложным художником, который вовсе не случайно в своей картине “Демон сидящий” обратился к образу лермонтовского демона.
Врубель грезил высоким монументальным стилем. Для него близка трагедия идеального человека — человека по-настоящему свободного и сильного, который является достойным героем классики. Врубель не был далек от романтических идеалов своей эпохи. Именно поэтому он и выбрал в качестве главного героя демона.
На полотне “Демон сидящий”, написанном в 1890 году, изображается в глубокой задумчивости главный герой, в бессилии обхвативший руками свои колени. Кроме того, также достойным внимания можно назвать причудливый и замысловатый, но в то же самое время бесконечно красивый пейзаж, состоящий из лилово-синих, красных и золотистых мозаичных пятен.
На самом деле Врубель вовсе не случайно или по ошибке выбрал продолговатый формат холста, который многим сможет показаться излишне тесным и неудобным. Такой прием помогает автору картины подчеркнуть некую скованность главного героя. А главный герой является воплощением идеала всего прекрасного, что есть в человеке.
Благодаря изображению граненных кристаллов удается добиться потрясающего эффекта — сверкания голубых и синих одежд демона. Несмотря на сильные руки главного героя, от картины определенно веет бессилием. Художник пытается продемонстрировать значительность своего главного героя картины, приведя все выразительные средства в полное соответствие с характером работы, который по сути является сугубо символическим.
В картине “Демон сидящий” перед Врубелем стоит очень важная задача, которая заключается в подаче символа — метафоры, посредством которой выражается вся сложность реально существующего мира. Автор переживает за современного человека, ему страшно за него. А полотно, по замыслу художника, должно помочь ответить на ряд очень важных вопросов и отыскать выход. На полотне четко прослеживается “страх немой неизвестности”, а также “трепет ожидания”.