Стилистическая окраска предлогов
Различные синтаксические средства и конструкции не равноценны. Одни из них являются нейтральными, другие, наоборот, стилистически окрашенными. Например, такие предлоги, как в, на, о, для являются нейтральными и уместными в любых условиях. Наверное, так происходит в силу их простоты и первообразности («первообразными» лингвисты называют слова, которые не мотивированы другими словами, то есть не образованы от других слов).
Но в русском языке имеется предлог про, который в сочетании с глаголами речи делает высказывание разговорным. Так что лучше говорить о чем-то, чем говорить про что-то.
В просторечии часто встречается ненормативное употребление одного из синонимичных предлогов. Перечислим основные просторечные конструкции, неприемлемые в литературной речи:
¦ на адрес вместо по адресу, на старый адрес,
я за вместо о (при глаголах речи и мысли: говорить, спрашивать, думать и т. п.): за соседа не знаем;
¦ за в сочетании с предлогом перед вместо сочетания предлогов за и до при обозначении срока, предшествующего чему-либо: за пять дней перед показом фильма (правильно: за пять дней до показа фильма);
¦ за вместо о, по (при глаголах чувств горевать, скучать, тревожиться и т. п.): скучала за вами’,
¦ за вместо из-за при указании на причину. Такое употребление считается, корректным только в устойчивых сочетаниях: за неимением места; закрыть за ненадобностью;
¦ с-под вместо из-под при указании на место: родом с-под Каховки;
¦ о вместо обо в сочетаниях с местоимениями мне, что, всем. Ср. нормативное: обо мне, обо что-то, обо всем;
¦ по вместо за при указании на цель, объект: по воду, по клюкву;
¦ с вместо из при указании на принадлежность к какой- нибудь среде, группе: я с дома отдыха;
¦ с вместо из при указании на материал: с таких сосен что хочешь строй.