Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»

Перечитайте первые страницы романа. Почему действие про­изведения начинается и заканчивается возле мелеховского дво­ра, на высоком донском берегу? Какую роль играют дом, семья в жизни героев романа? Обратите внимание, в какие моменты своей жизни уходит и возвращается домой Григорий Мелехов. Почему герои произведения сгруппированы по семьям? Можно ли сказать, что «мысль семейная» является у Шолохова, как и у Л.Н. Толстого, одной из ведущих в произведении?

Опираясь на толстовские традиции, М. Шолохов выдвигает в центр своего романа «мысль народную». Расскажите о своеоб­разии уклада жизни донских казаков. Объясните, почему М. Шолохов так неторопливо и подробно описывает быт, тра­диции, обычаи, язык, фольклор донского казачества. Какие нравственные качества жителей хутора Татарского особенно до­роги писателю?

После выхода первой книги романа критики увидели в нем «идеализацию казачества». Что бы вы ответили критикам?

Можно ли считать «Тихий Дон» произведением по преиму­ществу этнографическим, открывшим широкому кругу читате­лей мир донского казачества, или был прав А. Толстой, говоря, что этим не ограничивается тема романа и что «Тихий Дон» — произведение общерусское, национальное, народное? Докажи­те свою точку зрения.

Как вы понимаете смысл названия произведения? Объясни­те роль эпиграфов в романе.

Просмотрите, как вводятся в роман исторические события, какое влияние оказывают они на судьбы всех героев произведе­ния, на жизнь хутора, народа, страны в целом.

«Большая вещь… вся жестокость и вся ярость всех течений социальной и политической борьбы и глубин жизни им выяв­лены ярко», — писал вскоре после завершения «Тихого Дона» В. Вернадский. Докажите справедливость этих слов.

Почему в центре романа-эпопеи, показывающего судьбу на­рода на крутом переломе истории, находится герой, путь кото­рого полон мучительных сомнений, метаний и противоречий? Обратите внимание на то, что впервые героем романа-эпопеи становится простой, неграмотный казак, ищущий правды не только для себя лично, а для всего народа.

Расскажите об основных этапах жизни Григория Мелехова, об искреннем, страстном правдоискательстве героя, подчеркните типическое и индивидуальное в его судьбе и характере.

Как вы понимаете слова о том, что Григорий «встал на гра­ни в борьбе двух начал, отрицая оба их»? Покажите, как вос­принимает герой события, как реагирует он на идеи, которые высказывают его собеседники из разных лагерей (Гаранжа, Чу­батый, Подтелков, Изварин и др.). Обратите внимание на осо­бенности раскрытия образа Григория: в романе нет углубленно­го самоанализа, поскольку рефлексия чужда герою, он человек действия. Через поступки героя, его непосредственную реакцию на происходящее, через движение его мыслей, чувств, настро­ений, изменение внешнего облика раскрывается характер Гри­гория Мелехова.

В чем выразились обретения и потери, ошибки и трагичес­кие уроки судьбы Григория? В чем причины его трагедии? Вспомните о сложности эпохи, своеобразии обстановки на Дону, политике «расказачивания», противоречивых настроени­ях казаков. Почему в романе нет традиционной для трагедии ги­бели героя? И, с другой стороны, почему, несмотря на откро­венное давление, Шолохов не закончил роман эпизодами службы Мелехова в Красной Армии, не привел героя к како­му-либо окончательному политическому выбору?

Перечитайте финал произведения. Обратите внимание: Гри­горий, устав от крови и боев («уморился душой», как давно го­ворил он брату), идет к родному берегу. Почему он возвраща­ется в хутор, не дожидаясь амнистии? Какую роль здесь играет описание Дона, картина начинающейся весны? Почему Григо­рий бросает оружие в реку? Как это характеризует его отноше­ние к братоубийственной войне, его намерения? Как описыва­ет автор чувства героя, когда он принял решение идти домой, подошел к хутору, встретился с сыном? Обратите внимание на детали: Мишатка, испугавшись поначалу незнакомца, «узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца» и пошел к нему на руки. Прокомментируйте этот эпизод.

Как вы понимаете слова М. Шолохова об «очаровании чело­века», которое он хотел показать в своем герое? Каково ваше отношение к Григорию Мелехову?

В трудах современных литературоведов преодолено бытовав­шее многие годы мнение о Григории Мелехове как отщепенце, т.е. человеке, который оторвался от своего народа, от общей с ним судьбы и потому деградировал, утратил свои положитель­ные качества1. Судьба Григория сложна и трагична, но Шоло­хов нигде не противопоставил своего героя народу. Более того, именно благодаря герою, в индивидуальной судьбе которого воплотилась вся гамма противоречий народной жизни в пере­ломную эпоху, писателю удалось добиться эпической широты и аналитической глубины изображения времени и человека, со­здать произведение, «переполненное многоголосьем согласий и несогласий с властями предержащими, тоской по правде, кро­вью, болью и любовью» (такую оценку роману дал один из дру­зей Шолохова Илья Шкапа).

Подобные записи