Вы здесь: Главная > Анализы стихотворений > Анализ стихотворения Блока “О, весна! без конца и без краю…”

Анализ стихотворения Блока “О, весна! без конца и без краю…”

А.А. Блок написал свое полное оптимизма стихотворение «О, весна без конца и без краю…» в 1907 году и включил его в цикл под названием «Заклятие огнем и мраком». 1907 год — это как раз то время, когда Россия вступает в некое новое развитие, новый период, что всегда ассоциируется с весной, с новым началом. Именно поэтому стихотворение проникнуто и буквально пропитано жизнеутверждающим настроением.

Кроме того, стихотворение Блока пропитано еще и высокими поэтичными чувствами к актрисе Н. Н. Волоховой. Произведение было создано совсем не в то время года, о котором в нем говорится. Блок написал его осенью, 24 октября. Весна и весеннее настроение ознаменовывает скорее не сезон года, а некое особое состояние души.

Весна у всех творческих людей ассоциируется с вдохновением, творческим взлетом и пробуждением. Не зря в стихотворении чувствуется столько жизнерадостности и оптимизма: «Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!».

Интересно отметить тот факт, что Блок хоть и использовал в качестве эпиграфа некоторые строчки стихотворения «Благодарю», которое написал М.Ю. Лермонтов, но немного перефразировал основные его акценты тем, что оборвал произведение в тот момент, где начиналась ощущение сарказма Лермонтова. Блок же решил наполнить свое творение лишь только искренней благодарностью.

В произведении чувствуется безграничность и многогранность автора. Он не мог уделить внимание лишь поэтичным чувствам. Именно поэтому в стихотворении прослеживаются и линии, затрагивающие проблемы современности. «Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий и томление рабьих трудов!» Как раз в этих строчках чувствуется связь с Россией и ее судьбой.

Но не смотря на полный оптимизм, жизнь — это все-таки набор противоположностей и борьбы («неудача» и «удача», «осветленный простор поднебесий» и «томления рабьих трудов»). А сама жизнь имеет женское воплощение, что опять же говорит о том, что вдохновением был женский образ.

Стихотворение заканчивается оптимизмом и любовью к самой жизни, ко всем ее разнообразным проявлениям: «За мученья, за гибель — я знаю —  Все равно: принимаю тебя!».