Стихотворение «Зимнее утро».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Павловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.
Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настроений человека и природы, смена контрастных состояний в природе и человеческой душе.
В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Открывается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к любимой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солнце» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей трудно «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напротив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.
Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт создает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела, —
А нынче… погляди в окно…
Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизненных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.
В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, прозрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.
В четвертой строфе мы видим описание комнаты, переносимся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута навстречу будущему — новому прекрасному дню:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, покоем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».
В последней строфе возникает мотив движения, бега в противовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязанность.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстинами. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), сравнение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).
Таким образом, природа в этом произведении созвучна настроению человека, испытывающего удивительное чувство радости и полноты жизни.