Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

I. Вступление

1. Тема поэта и поэзии — традиционная в русской литера­туре. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века — Кан­темир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие.

II. Главная часть

1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представ­ление о ней как о высоком общественном служении и как о великом Божьем даре.

2. Гражданственность поэзии, ее причастность к общест­венным проблемам эпохи. Этот аспект нашел отражение в та­ких стихотворениях, как «Вольность», «К Чаадаеву», «Арион».

3. Поэзия как Божий дар, накладывающий на поэта особую ответственность. Стихотворение «Пророк». Поэтический дар приносит человеку «шестикрылый серафим» — посланник Бога. Но для того, чтобы этот дар снизошел на человека, необ­ходимы определенные внутренние предпосылки. Это стрем­ление к высшему, внематериальному («духовная жажда»), уход в «пустыню», т.е. от светской шумной жизни. Свойства поэта — особые духовные зрение и слух, особый язык («жало мудрыя змеи» в противопоставлении обыденному языку, «празднословному и лукавому»), горящее, как огонь, сердце. В заключительной строфе стихотворения снова слышится мо­тив высокого общественного служения, к которому призван поэт («Глаголом жги сердца людей»).

4. Однако поэтический дар предполагает определенную свободу от мнений и запросов «толпы», «черни». Божествен­ная сущность поэзии недоступна «непосвященным», и поэт не может служить лишь сиюминутным интересам («Служенье Муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво» — 19 октября», 1825). Идею творческой независимости поэта Пушкин развивает в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа».

5. Идеи общественного назначения поэзии и ее божест­венной сущности объединяются в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Пушкин ставит поэзию выше государственной власти («Вознесся выше он главою непокор­ной Александрийского столпа») и ставит себе в заслугу то, что «чувства добрые … лирой пробуждал», «что в «жестокий век восславил … свободу и милость к падшим призывал». Но за­канчивается стихотворение все-таки идеей боговдохновенно- сти поэта и независимости его от людских мнений («Веленью Божию, о муза, будь послушна»).

III. Заключение

Пушкин одним из первых русских поэтов уделял столько внимания художественному творчеству, его сущности и на­значению. Он заложил богатую традицию, которую наследо­вала русская поэзия XIX-XX веков.

Подобные записи