Часть II
Рассуждения автора о причинах погибели наполеоновской армии основываются, с одной стороны, на рассмотрении обстоятельств, сопутствующих эпохальному событию. Таковыми было «вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России». С другой стороны, такой причиной явился и «характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе… Все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их».
В исторических источниках указано, что Наполеон не предвидел опасности в движении на Москву. Со стороны русской армии, кажется, тоже не было никаких попыток завлечь Наполеона. Тем не менее это произошло, не по чьему-то умыслу, а в ходе «сложнейшей игры интриг, целей, желаний людей — участников войны, не угадывавших того, что должно быть, и того, что было единственным спасением России». По мнению автора, события происходили нечаянно.
Когда князь Андрей покинул родную обитель, его отец с новой силой принялся ругать и обвинять несчастную княжну Марью. Ее он считает причиной ссоры с сыном. Мадемуазель Бурьен тоже оказалась в нетипичной для себя опале. Отведя душу, старый князь вернулся к своим хозяйственным делам, а княжна Марья уединилась с Николенькой.
Марья продолжает общаться с божьими людьми. Она не интересуется происходящим вокруг, старается отвратить от себя информацию о жизни настолько, насколько это возможно. О войне она знает лишь потому, что там ее брат.
Князь Андрей пишет письмо домой, в котором просит прощения у отца. Старый Болконский благосклонен к ему. Второе письмо от Андрея приходит из-под Витебска. Он рекомендует отцу ехать в Москву, так как совсем близко от их имения проходит линия фронта.
Народ покидает Смоленск. Все советуют старому князю поскорее ехать в Москву. Война подбирается все ближе и ближе. Управляющий Болконского приносит послание от князя Андрея, в котором тот сообщает о скорой сдаче Смоленска. Предполагается, что через неделю Лысые Горы будут заняты неприятелем. Андрей уже не просит, а требует переезда родственников в Москву.
Русские войска отступают от Смоленска. В городе пожар. Все происходящее действует на князя Андрея как новый стимул для ратной службы. Он забывает о всех своих горестях, отдаваясь желанию разгромить врага. Отныне лишь служба его заботит.
Между тем о положении русской армии князь Андрей судит с пессимизмом. После того как был оставлен Смоленск, Болконский окончательно проникся стремлением во что бы то ни стало дожить до победы. Армия отступает, Андрей, пользуясь случаем, заезжает в горячо любимые Лысые Горы. Там царят запустение и растерянность. Оставшимся местным жителям Андрей наказывает уходить в Рязанскую или Подмосковную область.
Багратион выступает перед Аракчеевым против двойного командования.
Между тем великосветское общество живет по- прежнему. Ничего не меняется с приходом войны в салонах Анны Павловны. Как и раньше, блистает Элен Безухова. В беседах аристократы сожалеют о разрыве с Францией, а войну считают демонстрацией. Успехи Бонапарта в этом обществе считаются результатом бессовестного заговора, затеянного для того, чтобы доставить беспокойство представителям этого самого общества.
Кутузов получает звание князя. Это может свидетельствовать о том, что его хотят вывести из военной игры. Однако вскоре Кутузова назначают полномочным главнокомандующим армий и всего края, занимаемого войсками.
Французская армия приближается к Москве. Денщик Денисова Лаврушка попадает в плен к французам, Наполеон изъявляет желание говорить с ним. Лаврушка — простой казак, однако ему удается перехитрить самого Наполеона: в разговоре он ведет себя так, будто не знает, что перед ним император. Когда же ему открыли имя его собеседника, денщик притворился изумленным. Наполеон даровал ему свободу, но о происшествии Лаврушка ничего не рассказал своим сослуживцам, посчитав это недостойным внимания.
Старый князь Болконский велит собрать из деревень ополченцев, он намерен защищать Лысые Горы до последнего. Объявив домашним, что остается, он отправляет княжну Марью с Николашей в Богучарово, оттуда — в Москву. Впервые Марья перечит отцу, отказываясь ехать. В сердцах князь велит ей не попадаться ему на глаза, Марья из этого делает вывод, что в глубине души он рад ее отказу покинуть имение. Николушка отправлен в Москву вместе с доктором.
Старый князь собирается ехать к главнокомандующему, но внезапный удар разбивает его планы. Наутро князя вместе с Марьей увозят в Богучарово. Князь парализован.
К Богучарову приближаются французы. Княжна Марья молится о спасении отца. При встрече с ней он с трудом говорит о том, что его душа болит о ней, что Россию погубили, просит прощения у дочери. После этого он умирает.
Богучаровские крестьяне всегда слыли непокорными. Сейчас в селе происходят какие-то дела, связанные с французами, не исключено, что местные решают им довериться. Слуга Болконских Алпатыч едет к начальству.
Княжну Марью уговаривает не уезжать мадемуазель Бурьен. Она показывает ей французскую листовку, обещает покровительство французов. Марья же решает немедленно уезжать из Богучарова, хотя местные препятствуют этому. Становится очевидным, что крестьяне ждут французов.
Молодой юнкер Ильин находится под покровительством Ростова. Они, Лаврушка и вестовой гусар неподалеку от Богучарова решают испытать только что купленную лошадь, а заодно раздобыть в деревне сена и продуктов. Ростов не знает, что это имение Болконского, с которым была помолвлена Наташа.
Компания встречает Алпатыча, который рассказывает о том, что мужики не желают выпускать княжну Марью из имения, не дают ей лошадей. Ростов застает Марью в растерянности.
Ее несчастный вид вызывает в нем романтические чувства. Мужикам Ростов приказывает вязать старосту, они подчиняются, и вскоре лошади были поданы, а крестьяне послушно укладывали господские вещи.
Ростов верхом провожал Марью, не смея лишний раз приближаться к ней. На постоялом дворе он простился с ней и позволил себе почтительно поцеловать ее руку. Княжна растрогалась, а когда они расстались, заплакала и спросила себя, уж не любит ли она этого человека? Ростов тоже погрузился в размышления, княжна Марья ему очень понравилась, но он помнит о долге по отношению к Соне.
После взятия на себя командования армиями Кутузов призывает князя Андрея. Князь сталкивается с черноволосым маленьким гусарским подполковником — Денисовым. Тот выкладывает свой план партизанских действий в тылу у французов, который уже предъявлял Барклаю де Толли. Кутузов предлагает князю Андрею перейти в штаб. Тот отказывается, говоря о своем желании остаться в полку. Кутузов сожалеет, но одобряет это решение, говорит Андрею, что чувствует себя не его командиром, а отцом, и обещает оказывать во всем покровительство.
После встречи с Кутузовым князь Андрей возвращается в полк в благодушном настроении. Он спокоен за ход кампании, так как очень уважает главнокомандующего за его ум, опыт, за подход к военному делу, а самое главное — за то, что он русский.
Французская армия приближается к Москве, однако москвичам это не придает серьезности. Война представляется им неким развлечением, истинного значения ее они не понимают. Однако кое-кто решает уехать, в том числе и Жюли Карагина.
Пьер сообщает о том, что Петя поступил в казаки Оболенского и отправился в Белую Церковь. Графиня ждет сына и отказывается уезжать, пока не увидит его. Пьер хочет повидаться с княжной Марьей, которая накануне приехала в Москву.
В курьезных афишках, распространенных по Москве, говорится, что врага в городе не будет. Однако уверенности в этом уже ни у кого нет.
Пьер раздумывает, стоит ли ему отправляться на службу в ближайше время или же следует подождать. В опустевшей Москве он по-прежнему тревожится о предстоящем. Желание развеяться приводит его в село Воронцово, где строится большой воздушный шар на погибель врага. Возвращаясь из поездки, Пьер видит, как у лобного места собираются бить кнутом французского повара, подозреваемого в шпионаже. Увиденное производит на Безухова сильное впечатление, Пьер решает покинуть Москву. В пути он узнает о большом сражении при Шевардине. Через два дня после него состоялось Бородинское сражение.
«Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и Бородине?» — спрашивает автор. Оба сражения были бессмысленными. Большой ошибкой для русской армии было принимать Бородинское сражение, после которого войска Кутузова в два раза уступали войскам Наполеона. Впрочем, и французская армия понесла большие потери, а ее линия обороны значительно растянулась после этого сражения. Ошибки военачальников скрыла история, в описаниях хронографов содержатся попытки найти смысл в действиях полководцев, но автор считает, что этого смысла не было, а имели место лишь стратегические просчеты.
Проезжая военные лагеря, Пьер встречает знакомого доктора, который объясняет ему, как лучше увидеть «позицию». Пьер взбирается на курган, с которого» видно поле сражения. Один из офицеров показывает ему Бородино, расположение двух вражеских армий. Из Смоленска выносят икону Иверской Божьей Матери, к ней подходит Кутузов, перекрестившись, опускает голову в молитве. Кутузов ослабел, он с трудом поднимается с колен.
Пьера заметил Борис Друбецкой. Некоторое время назад Кутузов вывел его из своей армии, и в настоящее время Друбецкой служит у графа Бенигсена. Пьер собирается вместе с Друбецким поехать в полк Болконского. Появляется Долохов, просит у Пьера прощения за былое.
Кутузов, на службу к которому просится Пьер, настроен скептически, вспоминает Элен. На пути к полку Болконского Пьер видит, как на высоком кургане копают землю ополченцы. Это был редут, впоследствии названный редутом Раевского, или курганной батареей, одно из наиболее памятных мест Бородинского поля. Пьер равнодушно окидывает его взглядом, не подозревая о том, какое историческое значение впоследствии будет иметь этот курган.
Князь Андрей пребывает в злобном волнении. На следующий день назначено жестокое сражение, о его последствиях и размышляет Болконский, лежа в заброшенном сарае. План сражения готов, розданы и получены приказания, все готово, и в вынужденном бездействии рождаются мысли о возможной кончине.
Болконскому становится страшно. Все прежние горести и дела представляются ему нынче бессмысленными, бледными и грубыми, он не понимает, как мог тратить свою жизнь на столько сомнительные радости, как слава, общественное благо и любовь к женщине. Когда-то давно это все казалось важным, сегодня превратилось в фарс. Болконский думает об отце, о сестре, об имении в Лысых Горах, которое было с любовью отстроено его семьей, об Отечестве, обреченном на погибель от наполеоновской армии.
«А завтра меня убьют — и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтобы я не вонял им под носом». Итог его размышлений печален, Андрей решает покориться судьбе, уйти, погибнуть в бою, и пусть остается все, что есть сейчас, но уже без него.
Мрачные размышления князя Андрея прерывает Пьер, однако появление друга отнюдь не настраивает Болконского на более оптимистичный лад. К ним присоединяются несколько офицеров, заходит разговор о войне и ее деятелях, полководцах. Князь Андрей скептически заявляет, что понятия не имеет, что значит «искусный полководец». Попытки Пьера объяснить, обозначить основные качества хорошего полководца, такие как дальновидность и умение мыслить, как противник, наталкиваются на очередную насмешку Болконского. Он опровергает возможность таких показателей. Успех военной кампании, по его мнению, зависит лишь от определенного чувства, которое испытывает каждый солдат.
«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, — и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться». По поводу завтрашнего сражения князь Андрей говорит, что оно будет выиграно во что бы то ни стало.
Также князь Андрей рассуждает о пленных. По его мнению, оставлять в живых неприятеля глупо и опасно, это ненужное рыцарство, которое впоследствии оборачивается лишениями для чересчур сердобольного бойца. Болконский ненавидит французов, которые разорили его дом, которые идут на Москву, они оскорбляют его и всех русских людей. Они — преступники, а преступников необходимо казнить. Боевые товарищи согласны с этим, как согласны и с другим утверждением князя, что в желании победить врага нужно идти до конца, на смерть.
Волнение душит Андрея, когда он думает о том, что и Москву могут взять так же, как Смоленск. Если бы не было неоправданного великодушия на войне, то не приходилось бы идти на верную смерть, не было бы войны — «любимой забавы праздных и легкомысленных людей».
«Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство».
В последнее время у Болконского все чаще болит душа. Пытаясь найти причину этому, он предполагает, что таким образом сказывается богатый жизненный опыт.
Прощаясь с Пьером, князь Андрей обнял его и поцеловал, будто это была их последняя встреча.
Накануне Бородинского сражения свита французского императора ожидает его выхода из опочивальни. Наполеон тщательно заканчивает свой туалет при помощи двух камердинеров. В подарок императору преподносят картину от императрицы, но Наполеон нарочно не замечает подношения, чтобы поставить в неловкое положение человека, принесшего подарок. Наполеон обладает болезненным самолюбием, он уверен, что все, что исходит из его уст, и любой его поступок создают историю.
После завтрака Наполеон объявляет приказ по армии. Весь день он верхом осматривает местность, обсуждает планы, которые предъявляют ему его полководцы, лично раздает приказания. По возвращении в свою ставку пишет диспозицию сражения, которая поделена на четыре пункта. Эти пункты содержат распоряжения, привести в исполнение которые было невозможно. «Из диспозиции ничего не было исполнено, и во время сражения Наполеон не знал про то, что происходило впереди его», — говорит Толстой, рассуждая о причинах поражения французской армии.
По окончании второй своей поездки по линии Наполеон ударяется в развлечения, а рано утром верхом едет к деревне Шевардино. Вот-вот начнется сражение.
Пьер просыпается, когда вокруг полным ходом уже идет сражение, и направляется к кургану, с которого смотрел вчера на поле боя. Ему открывается потрясающее зрелище: вся местность покрыта войсками и дымом выстрелов, и косые лучи яркого солнца бросают на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные длинные тени. Пьер замирает от восторга.
Вместе с генералом Пьер едет по поручению Кутузова, по дороге отстает от своего попутчика и заезжает в ряды пехоты. Таким образом он оказался в зоне боя. Там ему случайно встретился знакомый, адъютант Раевского, сообщивший, что у Багратиона сейчас жарко, а у них на батарее пока сносно. Пьер и в самом деле видит раненых. Кто-то идет пешком, других несут на носилках.
У Безухова ранена лошадь. Он возвращается на курган и вскоре узнает, что его знакомому адъютанту оторвало руку. Поднявшись на курган, Пьер садится на край канавы, окружавшей батарею, и с бессознательно-радостной улыбкой смотрит вокруг. Вокруг стреляют пушки, военные заряжают орудия, полным ходом идет война. Странный человек в белой шляпе вызывает недовольство у батарейных. Пьера просят уйти, однако, видя, как он смело прохаживается под выстрелами, будто по бульвару, проникаются к нему симпатией.
Одно ядро падает в двух шагах от Пьера. Его брюки обсыпаны землей. Солдаты удивляются его смелости, спрашивают его, почему он не боится.
Храбрости Пьера все удивляются: «Вот так барин!»
Битва разгорается, уже через несколько часов с батареи унесли пару десятков убитых и раненых. Два орудия были разбиты, на батарею сып- лютея снаряды и пули, однако это не мешает солдатам шутить и весело переговариваться. Глядя на солдат, Пьер ощущает, что в душе их горит праведный огонь желания разгромить врага.
Пехотные солдаты, прикрывавшие батарею спереди, отходят, град ударов по батарее становится еще более интенсивным. Безостановочно падают снаряды, все быстрее становится движение солдат. Мертвые лежат тут же, живым не до того, чтобы относить их с поля боя.
Когда осталось только восемь зарядов, поступил приказ стрелять картечью. В тот же миг отдавший этот приказ был убит.
Пьер вызывается идти за снарядами. Спускаясь с кургана, он чуть не стал мишенью — ядро попало в ящик для снарядов, который находился совсем неподалеку. Испугавшись не на шутку, Пьер побежал обратно на батарею и увидел, что старший полковник убит, а солдат пытается вырваться из рук неизвестных людей. Солдата убили, закололи штыком в спину, Пьер это видел.
Пьер с силой бросается вперед, наскакивает на французского офицера и вцепляется ему в горло. Завязывается борьба. Выпустив из рук шпагу, противник тоже хватает Пьера. В разгар драки над головами борющихся пролетает ядро. Противники разбегаются. Пьер бегом взбирается на гору. На его пути попадаются убитые и раненые, бежит возбужденная батарея русских солдат.
Оказавшись наверху, Пьер видит, что многие из тех, с кем он познакомился и подружился, убиты. Безухов в ужасе в ужасе, он сбегает вниз и со страхом думает, что вот теперь все должно закончиться.
Наполеон наблюдал за сражением с Шевардинского редута. Бородино находилось более чем в двух верстах от места, император не видел происходящего на поле боя. Он мог заметить лить дым и бегающих солдат, русских и французских. Наполеон сошел с кургана и в волнении стал ждать исхода событий. Ему постоянно докладывают о ходе сражения, однако посланные адъютанты и ординарцы его маршалов говорят неправду. Некоторые посланники ошибались не по злому умыслу, а потому что неправильно понимали ход дела, другие попросту не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других, третьи, заручившись сведениями, передавали их, не зная, что за время пути обстоятельства успели измениться.
Мюрат и Бельяр, командующие Наполеона, просили подкрепления, обещая тогда разбить русскую армию. Наполеон раздумывает, какие резервы послать в бой, и приходит в раздражение — он не так представлял себе ход кампании. У него прекрасные войска и генералы, все приготовления были тщательно проделаны, диспозиция была разработана им лично, он — великий полководец, опытнее и искуснее которого не найти во всем мире, а враг явно не может с ним сравниться, но победы нет, а все просят подкрепления.
От предложения одного из генералов ввести в качестве подкрепления старую гвардию Наполеон отказывается, он не пожелал, чтобы его гвардия была разгромлена за три тысячи двести верст от Франции.
Кутузов в апатии. С утра сидит на одном месте, не отдает никаких распоряжений, только соглашается или не соглашается с тем, что предлагают ему. Ему сообщают о ранении Багратиона.
В середине дня атаки французов прекратились. Для Кутузова такой исход стал неожиданным подарком судьбы. Полководец явно устал. Барклай де
Толли, бывший на левом фланге, видит там отбегающих раненых и присылает главнокомандующему известие о поражении.
Кутузов резко опровергает сообщение адъютанта. Он повеселел и вполне бодрым голосом заявил, что неприятель побежден и уже завтра его армия выгонит его из священной земли русской. Кутузов называет героем Раевского, который провел весь день на главном пункте Бородинского поля. На завтра назначена атака неприятеля.
Полк Болконского находится в резерве. Под сильным огнем артиллерии было потеряно уже более двухсот человек, после чего поступило приказание двигаться вперед. На поле была убита еще треть состава. Полк не истратил ни одного заряда. Людям приказано сидеть на земле, они вынужденно бездействуют. Князь Андрей предается тяжелым размышлениям. Он не знает, как должен действовать в такой ситуации. Все происходит помимо его воли.
Убитых и раненых уносят с поля. Армия уже потеряла очень много бойцов и продолжает нести потери. В двух шагах от князя Андрея шлепнулась граната. «Ложись!» — закричал ему адъютант, упавший сам. Князь Андрей в растерянности стоял и смотрел, как граната, дымясь, вертится волчком. Мысли о смерти пронеслись в этот момент в его голове, и он подумал о том, что не хочет покидать этот мир, что он любит жизнь, траву, землю, воздух.
Болконский решил пристыдить адъютанта за панику, но не успел договорить: прогремел взрыв, взметнулись осколки, и князя Андрея отнесло в сторону, ранив в живот.
Болконского отнесли на перевязочный пункт. Ранение было тяжелым, требовалась операция. На соседнем операционном столе лежал полный человек с закинутой назад головой, которого держали несколько фельдшеров. Князю Андрею он показался знакомым. Два доктора отрезали этому человеку ногу. Человек рыдал и просил показать ее. Это был Анатоль Курагин.
Наполеону нравилось созерцать убитых и раненых, но на этот раз вид поля сражения произвел на него гнетущее впечатление. Двадцать его генералов убито и ранено.
С усилием Наполеон заставляет себя встряхнуться и принимается командовать снова. Его приказания угадывают, и это чрезвычайно поднимает императору боевой дух. Наполеон снова входит в ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена. «…Никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение». Поле Бородинского сражения вновь кажется ему великолепным.
Между тем сражение практически завершено. Победа не досталась ни русским, ни французам, и впоследствии еще не раз родится мысль о том, что если бы кто-то из противников сделал еще одно маленькое усилие, то обеспечил бы себе успех. Но ни те, ни другие этого не сделали.
Русские, как и в начале сражения, продолжали загораживать дорогу на Москву. Цель французской армии по этой причине не была достигнута, все усилия и потери французов пропали даром. Ни французы, ни русские не атаковали.
И хотя фактическая победа не досталась никому, русские добились успеха, не пустив наполеоновскую армию в Москву и вызвав страх в императоре, который невольно испытал чувство ужаса перед врагом, продолжавшим держать оборону даже после сражения.