Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа? (по пьесе Островского «Гроза»)

План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа? (по пьесе Островского «Гроза»)

Самоубийство Катерины — поражение или победа? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

I. Вступление

Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать од­нозначный ответ на предложенный вопрос.

II. Главная часть

1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны сво­бодолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность.

2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, — это си­туация трагическая, безвыходная (См. план на тему «Траги­ческий конфликт в пьесе А.Н. Островского «Гроза»). В этой ситуации она нашла в себе силы поступить вопреки нравст­венным устоям «темного царства», но тем самым она нару­шила и цельность своего внутреннего мира, поскольку по­ступила против совести, совершила смертный грех. Это — основное противоречие, обусловившее трагический исход пьесы. К тому же Катерина не может ждать реальной помо­щи или хотя бы нравственной поддержки ни от мужа, ни от Бориса — это характеры слабые, покорно подчиняющиеся обстоятельствам.

3. После покаяния во время грозы жизнь Катерины оказы­вается и невыносимой, и безнадежной: ясно, что лучше уже не будет. Деспотизм Кабанихи получает наконец реальный по­вод, да еще какой, и конечно, она этим вовсю пользуется. С любимым человеком Катерину разлучают навсегда. В душе у нее тоже нет мира, поскольку она осознает, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выхо­дом оказывается самоубийство.

4. Итак, что же представляет из себя этот акт — поражение или победу? С одной стороны, в своем противостоянии (правда, не всегда сознательном) «темному царству» Катерина не усту­пила и пошла до конца, бросив ему такой вызов, который на время поразил даже саму Кабаниху, не говоря уж о Тихоне. Можно сказать, что Катерина предпочла смерть поражению и смирению (это обстоятельство позволило, в частности, Н.А. Добролюбову в статье «Луч света в темном царстве» говорить о «горьком, но все же отрадном» финале пьесы). Видимо, это все-таки не поражение. Но, с другой стороны, и не победа: протест, выраженный в такой форме, вряд ли мо­жет поколебать социальные и нравственные устои мира са­модуров (очень характерен в этом плане ответ Кабанихи на слова Тихона «Вы ее погубили! Вы! Вы!»: «Ну, я с тобой до­ма поговорю»).

III. Заключение

Итак, на вопрос, поставленный в теме сочинения, действи­тельно нельзя дать однозначный ответ. Это подтверждается и тем, что и прижизненная критика по-разному понимала финал пьесы: Добролюбов увидел в нем «луч света», нравственную победу, Писарев же придерживался прямо противоположной точки зрения.